Дорогие дамы, ElenaZ, Ванесса, Алла, Конфесса, boulangerie, спасибо за ваши отзывы.
Ответы на вопросы: в Михайловском я была осенью, в совершенно прекраснейшую теплейшую погоду, просто какая-то благодать разливалась в воздухе. boulangerie, рада, что вам столько деревьев попалось, я тоже великанов люблю. Разыщу и покажу попозже, если интересно. Про Скопин - такая массовая продукция, конечно, жуть, но ведь была хорошая и приемлемая по цене керамика, ее жалко очень. У меня подсвечник в виде птицы дрофы-скопы есть оттуда.
В Кремль мы успели тютелька в тютельку, в 15.00, но, честно говоря, могли бы не особо торопиться. Там у нас было 2 экскурсии – по улице и во дворце Олега. Сначала, пока еще светло, по улице. И тут у нас была такая девочка Катя, которая со скоростью пулемета тараторила имена архитекторов и высоту зданий и неслась, как ураган, мы реально еле за ней успевали, даже попросили помедленнее идти. Я ничегошеньки из ее рассказа не запомнила, ни одного даже малюсенького фактика, просто жесть. Муж сказал, что мы не в обиде, т.к. она нас позабавила, я бы тоже позабавилась, если бы это не стоило 750 руб., хорошо, тут к нам тоже пара присоединилась, и на 6 человек делили. В общем, будете брать экскурсию, Кать отметайте на корню. Во дворце была другая экскурсовод, и там все было вполне достойно и интересно, хотя и без откровений. Вот где мне пригодились сведения из книжки про легенды. Одну, особо мне понравившуюся, тут переписываю. На месте нынешней великолепной колокольни раньше была в высоких валах проездная Глебовская башня. И вот как-то раз напали на Русь очередные враги (крымский хан Магмет-Гирей, 1521 год). Великий князь Василий III бежал из Москвы, аж пятки сверкали, и княгиню там бросил, и бояр, и государственную печать. Хан к Москве подошел, говорит, давай дань за 12 лет, а то сейчас мало не покажется. Бояре просят, не зори, не грабь, возьми тихо чего хочешь. Ну ладно, давай золота и грамоту, что вы нам по-прежнему должны дань платить. Бояре грамоту написали и печать, совершенно натуральную, к ней приложили. Хан, довольный, пошел через Рязань в свои пределы. Перед Рязанью опять остановился, опять денег требует. А гарнизон в Кремле затворился, комендант (воевода Хабар (Иван) Васильевич Симский) говорит, с какой, мол, стати. А грамота есть за печатью вел. князя. Ладно, давай её сюда, пошлю на экспертизу, отвечает комендант. Хан, наивная душа, и послал. Комендант прочитал, зовет, подходите к воротам ближе, сейчас золото выносить будем. Войско подошло, а тут местный пушкарь немец ганс (Иоганн) Иордан как из пушек шарахнет, так половины войска нету. Комендант кричит, пошли вон, а то сейчас опять жахну. Хану и так много добычи досталось, ладно, думает, пойду восвояси, просит, хоть грамоту отдайте, а ему в ответ кукиш, так и ушел ни с чем. А коменданту потом боярство пожаловали за то, что отнял грамоту с государственной печатью и спас Русь от выплаты дани. Обо всем этом происшествии на Глебовской башне была плита каменная, а как пришла самая последняя война 1941 года, немцы уже близко к Рязани были (Скопин и Михайлов заняли, но, к счастью, до Рязани не добрались), и показалось властям непатриотично, чтобы на доске было выбито слово «немец», его и стерли. Ближе к нашему времени стали стараться разыскать, был «немец» или нет, много сил краеведы (ВладимирСёмин) потратили, но в одном архиве все ж таки разыскали снимок 30-х годов, где и вправду надпись была с «немцем», а сейчас нет. Вот такая героическо-смешная история.
На фото колокольня с разных ракурсов. В архитектурном плане это истинный шедевр, потому что строили ее очень долго, и за годы сменилось много не только архитекторов (Воротилов, Русско, Тон, Воронихин), но и пара-тройка стилей от чистого незамутненного классизизма через пышный ампир (её счастливо миновавший) к позднему ампиру, более строгому. Несмотря на 50-летнее строительство она весьма гармонична и даже изящна для своей 83метровой высоты. В июле 2007 года Колокольня была передана в пользование Рязанской епархии, так что смотровая площадка ныне недоступна.
В парке перед Кремлем народные гуляния. Вход в Кремль по мосту через бывший ров. Валы высокие и замечательные, как и все валы древних городов.

Это вид от Кремля на реку Трубеж (сначала вверх по течению, потом вниз по течению), а Ока вообще-то довольно далеко, мы на нее не ходили. Меня заинтересовало, что на реке видно нечто вроде пристани, может, летом речные трамвайчики ходят?

Центральный памятник Кремля — Успенский собор (1693-1699 гг.), построенный крупнейшим русским зодчим Я. Г. Бухвостовым.

В нем совершенно уникальный 7-ми ярусный иконостас, но, увы, собор зимой закрыт, увидеть сие чудо можно лишь на картинке.

Катя скороговоркой сообщила, что собор, уже построенный, рухнул, после чего и пригласили Бухвостова.
Почему-то и Катя, и сайт музея называют стиль собора нарышкинским барокко, однако какое же оно нарышкинское, когда всем известно, что его отличительная черта – восьмерик на четверике. Вот сравните-ка его с хоть с церковью Троицы в Хохлах (1696-1699) в Москве и Сергиевской церковью в Могутове (1695)

Не в большем ли он родстве с Введенским собором в Сольвычегодске (правда, тот украшен несравненно богаче, т.к. заказчики Строгановы денег имели много и на собор их не жалели), а тот все называют просто барокко, без Нарышкиных.

Но, в общем, это не сильно важно, главное, что рязанский собор сохранился, и мы можем на него полюбоваться.

Экскурсия во дворце Олега была интересная, особенно мне понравились макеты Старой Рязани (сейчас это городище в 60 км от Рязани, а Рязань в древности называлась Переяславль Рязанский), тут даже день и ночь на макете меняются, и в домиках зажигаются огонечки. Еще хорошая диорама нападения Батыя на Рязань, и макет самого Переяславля Рязанского.

Тут можно посмотреть настоящую, не поддельную, кольчугу князя Олега. В своей замечательной книжке я вычитала, что ей приписывались разные чудеса и исцеления от недугов, в частности, от женского бесплодия (видно, силен был князь при жизни в этом деле). Но сейчас кольчуга в витрине, потому никак не проверишь. Вообще, надо заметить, что князь Олег, правивший Рязанским княжеством аж 50 лет, фигура в русской истории неоднозначная. С точки зрения прогрессивной централизации русских земель вокруг Москвы, то феодал-баламут, показавший идущим на Москву татарам броды на Оке (не, он, может, и не показывал, но осадочек остался), а если брать его самого, ничего не ведавшего о ведущей роли «Единой России» в истории страны, то жил, как мог, лавируя между завидущими соседями (Отняли родовую Коломну-то при Иване Калите, да так и не вернули, гады московские) и дикими кочевыми народами. Изо всех сил старался благоустроить свою столицу и княжество, уберечь подданных от разорения и увода в полон. Интересно, что князь Даниил Галицкий всегда считался русским героем и ловким дипломатом, самого папу Римского обманувшим (корону взял, а католичество не ввел), а вот Олег, полный его аналог, хоть и святой вкупе с супругой, а все ж таки что-то с ним не так.
Дворец Олега – вовсе не его дворец, а построен для архиерея в 17 веке. Сейчас все отреставрировано и очень достойно выглядит.
Когда мы обходили Кремль, то я углядела красивую 2-х шатровую церковь и взобралась на вал, чтобы ее сфотографировать

А когда спустилась, то муж спросил: «А ты это видела?»

Конечно, я и внимания не обратила, и хоть бы кто остановил!
После экскурсии были уже сумерки, мы немного прогулялись по высокому берегу от Кремля

к вот этой прелестной церковке

а возле нее установлен еще один памятник Есенину

Вечер мы провели сначала в ресторане, а потом в бане, а наутро уже стали собираться в обратный путь.
Раз в Скопин решили не ехать, то выбрали еще один объект – Спас-Клепики. Там Есенин учился 3 года в школе, выпускающей учителей для сельских школ. И школа прекрасно сохранилась, в ней музей.
Прощаясь с Рязанью, мы еще остановились у Центрального парка, я знала, что в нем установлена скульптура «Грибы с глазами» по поговорке «У нас в Рязани грибы с глазами, их едят, они глядят». Памятник совсем новенький, в 2013 году установлен, экскурсовод в музее даже еще про него не знала, вот она, могучая сила Интернета. По легенде настоятель одного из рязанских монастырей оправил монахов и крестьян за ягодами-грибами, которых набрали целый воз. По дороге монахи подцепили молодуху, уж из чистых или нет намерений, не узнать. А чтобы избежать кривотолков, засыпали ее грибами и накрыли рогожкой. Настоятель встретил возы у ворот, рогожку приподнял да и увидел человеческий глаз, «Э, - говорит, - да у нас в Рязани, оказывается, грибы с глазами». Грибы разгреб, взял пригоршню, понюхал, на зуб попробовал и добавил: «Их едят, а они глядят». Скульптура просто замечательная, не сантехник, вылезающий из люка, так и хочется посидеть возле нее подольше. А все деревья в парке украшены всякими игрушками-завитушками. Видимо, был детский праздник. Нам всё очень понравилось.

Парк находится рядом с филармонией. Странно, что во всех театрах идут только детские ёлки, а вечером для взрослых ничего, вон на афишах вся жизнь начинается после каникул. А когда же еще туда ходить, как не в Новый год? В Ярославле я уже в ноябре еле-еле заказала 4 последние билета в 10 ряд партера, а ближе и не было ничего, на первые числа января. В Рязани с этим недоработочка. А мы бы с удовольствием вместо бани-то.

Во флигеле филармонии кафе «Шервуд». Ну объясните мне, почему «Шервуд»-то? Робин Гуд владелец, что ли? Есть ли в Ноттингеме кафе «Авдотья Рязаночка» или какие-нибудь «Мещерские болота»? Не паритет, понимаешь. И жили мы в «Женеве». Весь мир практически в кармане.

Это прощальные кадры из Рязани – проспект Ленина. Мне очень понравилось, что город довольно чистый (по крайней мере, где мы ходили), а дворники все наши, так удивительно.

Еще мы остановились в Солотче, где в монастыре похоронен князь Олег Рязанский с княгиней. Монастырь действующий, но зайти можно. Все ухожено. Выход к берегу Оки через пансионат рядом с монастырем. Но калитка в заборе оказалась заперта, видимо, только летом через нее можно пройти.

Экскурсия в Спас-Клепиках была самая душевная и замечательная, лично мне больше всех понравилась. Нам рассказали не только про Есенина, а вообще про историю богатого села. А оно было столь богато, что все крыши были крыты железом, а не как в Константиново соломой. Была даже школа для девочек в том же доме, но с отдельным входом, с мальчиками при обучении пересечения не было никакого. До революции здесь было 17 разных фабрик, после революции тоже очень 3 крупных и важных предприятия, медицинской направленности. Сейчас не так здорово, но, знаете ли, дома все очень обихоженные, никаких развалюх, много сайдингом обито, стеклопакеты вставлены, еле нашла нечто условно древнее
Около кладбища (соседа школы) 2 церкви. Обе деревянные середины 19 века, одна действующая.

Школа и экспозиция. Тут нам рассказали об учителях, они после революции тоже тут остались преподавать. Наша экскурсовод даже училась у дочери одного из учителей Есенина. Рассказала, что та была очень строгая, и ее боялись до ужаса. А вот, однако ж, выучила самого нам близкого по духу экскурсовода. Многое из вещей приносили в музей жители села.

На этом наша культурная программа была закончена, и мы только возвращались в Москву.