Отвлеку ненадолго ваше внимание от новинок и старинок. Я где-то на просторах форума уже упоминала о своем прадеде. Не знаю, как обнаружились в нем живописные таланты, но только закончил он Академию художеств в Санкт-Петербурге. А жил он в глухой деревеньке тогдашней Олонецкой губернии. Сейчас этой деревни уже нет, а была она в Каргопольском районе нынешней Архангельской области. Подозреваю, что, возможно, он как-то попал в иконописную мастерскую находящегося неподалеку монастыря. Монахи, помимо молитв, занимались рыболовством. Монастырь находился недалеко от большого озера Лача (Лаче), из него, кстати, берет начало река Онега. Озеро хоть и мелкое, но местные его сравнивают с морем. Во всяком случае, бури на нем бывают весьма серьезные. Андрей тоже ходил с монахами за рыбой. И вот однажды небольшое суденышко попало в бурю. Монахи взнесли молитву и пообещали, что если удастся спастись, они отправят молодого художника на учебу в столицу и оплатят его обучение. Рыбаки спаслись. И слово свое сдержали. Так и оказался Андрей Матвеевич студентом Академии художеств. Его имя есть в списках окончивших, правда, срок обучения долгий – с 1903 по 1911 годы. За это время у него родилась дочь Лидия, которая и стала моей бабушкой. От нее я и знала эту историю. Но про дальнейшую судьбу отца она ничего не рассказывала. Ну, про смерть первой жены (бабушкиной мамы), про вторую женитьбу на «дворянке» (так бабушка ее называла), которая ничего из крестьянских обязанностей не знала, про рождение двух сыновей Юрия и Виталия я знала, а дальше – тишина. В детстве как-то не придаешь значения подробностям. В 1980 году умер дед, после чего бабушку мы забрали к себе, продав дом в Нальчике. В 1988 бабушки не стало. Ее сводный брат Юрий погиб на войне. Другой брат, Виталий, попал в плен, будучи тяжело раненым в ногу. Был освобожден из концлагеря на территории Литвы, без осложнений прошел проверку, во время которой ему сообщили, что его жена, не зная о нем ничего, вышла замуж. И он не стал возвращаться домой. А остался в Шауляе, где стал преподавать русский язык в местной школе. И влюбился в свою ученицу, которая была моложе его на 15 лет. Прожили они вместе больше 40 лет, вырастили троих детей. Продолжая работать в школе, дядя Виталий несколько раз писал в Ленинград, пытаясь узнать что-нибудь о своем отце. Ему отвечали, что материалов нет. И вот уже после смерти бабушки ей пришло письмо от родственницы с вырезкой из местной газеты. Там был список реабилитированных (помните, в перестройку много об этом говорили). Среди имен было: Королев Андрей Матвеевич. Автор письма спрашивала, не родственник ли это бабушки. Мы дружно бросились к бабушкиным бумагам, ведь она никогда не упоминала даже отчества своего отца. И нашли свидетельство о смерти сестры ее отца, которая доживала свой век у бабушки, выйдя из расформированного монастыря полуслепой старушкой. Королева Матрена Матвеевна. Вот пазл и сложился. Поэтому бабушка ничего не говорила о судьбе отца, вряд ли она не знала о ней. А может, и не знала. Но все ж мне кажется, что она знала, но страх за близких, въевший в душу, заставлял ее молчать. В нальчикском доме висела картина, на мои вопросы, кто ее нарисовал, ответа толком не было. И врт, как-то разбирая уже после смерти папы его вещи, мы нашли далеко запрятанные три скрученные картины, написанные маслом на холсте. Одна из них та, что висела у бабушки. На одной была и подпись – А.Королев. Прояснилась еще одна загадка – картину писал мой прадед. Вот так она выглядела, вынутая из папиного тайника.
Не так давно сестра начала новые поиски. О великий маг Интернет! По поиску имени нашлась вот такая ссылка:
http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ ... axVQWsoAnI*
Вот так. Советской власти был очень опасен 67-летний житель деревни в глухом краю.
Недавно удалось найти возможность отреставрировать картину прадеда. Вот так она выглядит сейчас.
Словно выглянуло солнышко и осветило небогатый пейзаж.
Решили мы заняться и двумя другими картинами, хотя они в худшем состоянии. Память о прадеде должна храниться.