Если интерес поиска информации о жизни художника в сидении в интернете, то связи никакой. Это же намного важнее, чем просто собраться в Павлов Посад, найти ее могилу (и дату рождения прочитать без запросов в всевозможные инстанции и архивы). В чем тогда смысл копания в ее биографии? Кто больше натопает?
Кстати, существуют и библиотеки.
Любовь Анатольевна,
Я живу в 2500км от ПП,и просто так прыгнув в трамвай я туда не доеду.А насчёт библиотек:"Огласите весь список(с) книг"пожалуйста,где будет конкретно про Лидию Сергеевну написано,мы будем Вам очень признательны,что бы взять их в библиотеке.Я очень благодарна Татьяне,за открытие этой темы,и то что здесь происходит такой обмен информацией это не пустой звук,для меня по крайней мере.
Если интерес поиска информации о жизни художника в сидении в интернете, то связи никакой. Это же намного важнее, чем просто собраться в Павлов Посад, найти ее могилу (и дату рождения прочитать без запросов в всевозможные инстанции и архивы). В чем тогда смысл копания в ее биографии? Кто больше натопает?
Кстати, существуют и библиотеки.
Любовь Анатольевна, вот тут несогласна.
Могила Лидии Сергеевны Шаховской не утеряна, искать ее не надо. Я об этом специально уточняла у Ирины Петровны Дадоновой. Как раз имея в виду когда-нибудь, возможно, положить цветы.
Годы жизни опять же точно известны. В последнем Каталоге СПГИХМЗ есть неплохая биографическая справка, моя ошибка, что я ее изначально не привела. Исправлюсь.
Смысл "копания" в биографии в том, чтобы ощутить ту культурную среду, в которой росла и сформировалась художница. Для кого-то это неважно, а для меня такие вещи были важны с детства. Наверное, с 1975 года, когда мама на день рождения подарила мне маленькую книжечку А.Пьянова "Берег, милый для меня" - о пребывании А.С. Пушкина в Тверской губернии. Мне было 10 лет. Пушкинианой я увлеклась надолго.))) В школе у нас были прекрасные учителя истории и литературы. Мы создавали школьный музей истории дороги "Москва-Ленинград", ездили в экспедиции, сами добывали материал для экспозиций, вели экскурсии. А вечера поэзии при свечах?? Эх, было же время!(70-е годы). Так что, закалку старого "красного следопыта" во мне не истребить.
Другое дело, что "топтание" в чужой биографии, даже давно ушедшего человека, требует определенной деликатности. Думаю, здесь никто не покушается на семейные тайны, не занимается поисками "компромата". Все опубликовано в открытых источниках. А кроме того, мы говорим о людях, чья жизнь сама по себе служит примером высокой духовности и чистоты. Именно примером, о котором не грех и вспомнить.
"Чтобы помнили".
Да, еще такой момент. С удовольствием бы прочитала написанную специалистами биографию Л. С. Шаховской. Но реально понимаю, что мне этого не дождаться. Ну не интересно почему-то это никому. Или грант никто не оформляет. Поэтому, - "сами-сами". )))
Биографическая справка о Лидии Сергеевне Шаховской
из книги "Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника", М., 2015, с. 238
Шаховская Лидия Сергеевна 1904-1971
Ее отец- Сергей Иванович Шаховской -дворянин (умер в 1908 г.), мать - Лидия Владимировна Горбунова (Лепёшкина), литературный работник, занималась переводами с французского и немецкого языков. Л.С. Шаховская училась в гимназии, после революции в Советской трудовой школе, совмещая учебу с работой в Московском продовольственном комитете. В 1934 г. - художник артели "Учтехпособие", м 1935 г. - артели "Ширпотреб", затем артели "Абажур". Во время Великой Отечественной войны была в эвакуации в селе Красные Баки (Горьковская обл.), затем в г. Горьком. В 1944 г. вернулась в Москву и переехала в Павловский Посад. С 1944 г. работала художником на Ленской фабрике. С 1950 по 1961 г. - художник фабрики им. Х годовщины Красной Армии.
В 1948 г. награждена медалью "В память 800-летмя Москвы".
Про коллективность поисков.
Мне бы хотелось, чтобы они были именно коллективными. Уже промониторив очень много в сети, я думала ничего нового не узнаю - но девочки смогли меня удивить, сообщив довольно много редкой информации. А Ваши, Любовь Анатольевна, впечатления от прогулки по Ваганьковскому?! Где я их возьму, сидя в Твери.)))
А пост ipsilon 1, все-таки заставил меня сделать звоночек в один архив.
На правах открывателя темы на форуме позволю себе немного следить за ее наполнением - чтобы избегать повторов информации - только и всего. Обмен мнениями и информацией свободный. Пожалуйста, все, кому это интересно - ищите информацию, пишите сюда. Просьба только одна - не забывать о деликатности темы. Себе об этом тоже постоянно напоминаю.
Думаю, наличие этой темы на Платфоруме, - уже достаточный способ публикации наших изысканий. Другой способ не рассматриваю.)))
ipsilon1 писал(а):...
Первая попавшаяся ссылка, Вы, возможно, это видели http://doc20vek.ru/node/2877
Тыркова А.В. Дневники. 1911.04.05
Фигурируют и Л.В.Лепешкина, и С.Шаховской, и Полнер (член кружка Шаховского, упоминавшийся в ссылке о помощи голодающим), и контора "Русской мысли"...
ipsilon1, спасибо еще раз за напоминание об этом источнике. Он называется: Тыркова А.В. Дневники. http://doc20vek.ru/node/2877 Они изданы отдельной книгой, сейчас есть в продаже на "Озоне".
Она приехала по делам в Москву и остановилась на квартире Л.В. Лепешкиной в Ваганьковском переулке. Вот как она описывает тот вечер.
Итак, апрель 1911 года. Пишет Ариадна Владимировна Тыркова:
"....Вечером у Л[идии] Вл[адимировны Лепешкиной] гости в мою честь. Тонная, скучная М-me Гольдовская (198), уже совсем старуха, а рядом муж (199) розовощекий, упитанный сытостью, довольный собой и с каким-то мелким блудливым взглядом. Земец Полнер (200), красивый, живой, интересный, отличный рассказчик. Какая-то смесь актера и общественника. Нет маклаковской наглости и развязности, но в живости есть что-то общее. Много рассказывал о духоборах, о том как Вершин прятался от кн. Львова (201) и от него самого.
Был художник Первухин (202). Больной, худой, с глазами безнадежно-чахоточными и с остроумной, блестящей речью. Какой- то толстый, белокурый, мягкотелый доктор разваливался на всех диванах и всех громил. Они втроем - Б. Зайцев (203) был третий - все говорили об искусстве. До меня долетали, к сожалению, только отрывки, п[отому] ч[то] дамы, по очереди меня занимали. Бедные дамы, какой в них микроб бараньей скуки. Только к жене (204) Зайцева это не относится. Сам Зайцев красивый, только чересчур розовый, и есть в лице что-то асимметричное. Глаза острые, но спокойные. Привлекательный и осторожный. За ужином и после ужина много пил, но не пьянел. О людях говорит сдержанно, скорее мягко. Очень мне понравился. А жена как вихрь. Некрасивая, лицо мятое, не свежее. А тело гибкое и молодое. Шея открытая, стройная. И полная необузданность в словах и жестах. Тоже что-то совсем московское, какая-то дикая, а все-таки красующаяся потребность быть непосредственной..."
Последний раз редактировалось tata64 09 дек 2017, 02:01, всего редактировалось 7 раз.
Стало интересно найти информацию о людях, из тогдашнего круга матери Лидии Сергеевны Шаховской. Пока посмотрела только о Гольдовских Информации очень много. И вся она фантастически интересная.
Искать лучше отсюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0 ... 0%BD%D0%B0
Кстати, именно мадам Гольдовской посвящено стихотворение М. Волошина "Я мысленно вхожу в Ваш кабинет...". Она состояла в родственных связях с семьей М.И. Цветаевой (ее сын был женат на сестре мужа М.И. Цветаевой).
Я мысленно вхожу в ваш кабинет:
Здесь те, кто был, и те, кого уж нет,
Но чья для нас не умерла химера;
И бьётся сердце, взятое в их плен…
Бодлера лик, нормандский ус Флобера,
Скептичный Франс, святой Сатир — Верлен,
Кузнец — Бальзак, чеканщики — Гонкуры…
Их лица терпкие и чёткие фигуры
Глядят со стен, и спит в сафьянах книг
Их дух, их мысль, их ритм, их бунт, их крик…
Я верен им… но более глубоко
Волнует эхо здесь звучавших слов…
К вам приходил Владимир Соловьёв,
И голова библейского пророка
(К ней шёл бы крест, верблюжий мех у чресл)
Склонялась на обшивку этих кресл…
Творец людей, глашатай книг и вкусов,
Принесший вам Флобера, как Коран,
Сюда входил, садился на диван
И расточал огонь и блеск Урусов.
Как закрепить умолкнувшую речь?
Как дать словам движенье, тембр, оттенки?
Мне памятна больного Стороженки
Седая голова меж низких плеч.
Всё, что теперь забыто иль в загоне, —
Весь тайный цвет Европы иль Москвы —
Вокруг себя объединяли вы:
Брандес и Банг, Танеев, Минцлов, Кони…
Раскройте вновь дневник… гляжу на ваш
Чеканный профиль с бронзовой медали —
Рука невольно ищет карандаш,
А мысль плывёт в померкнувшие дали…
И в шелесте листаемых страниц,
В напеве слов, в изгибах интонаций
Мерцают отсветы бесед, событий, лиц…
Угасшие огни былых иллюминаций…
Дата написания:22.12.1913 г.
Ну, и музыкальная композиция на стихи М.Волошина, посвященные Р.М. Гольдовской. Уж очень в тему.)))
Рашель Миронова Хин написала в своем дневнике о молодой Цветаевой и её муже весьма язвительные строки. И явно точно отобразила натуру. Стало быть, тогдашний круг московской интеллигенции был хоть и широк, но люди в нем могли пересекаться совсем разные.
НитьАриадны писал(а):А насчёт библиотек:"Огласите весь список(с) книг"пожалуйста,где будет конкретно про Лидию Сергеевну написано,мы будем Вам очень признательны,что бы взять их в библиотеке.
Список есть в альбоме "Павловопосадские шали из собрания Сергиево-Посадского музея".
Я верю, что многие любители шалей и поклонники художника этой темы побывали на этой выставке.
tata64 писал(а):
Могила Лидии Сергеевны Шаховской не утеряна, искать ее не надо. Я об этом специально уточняла у Ирины Петровны Дадоновой. Как раз имея в виду когда-нибудь, возможно, положить цветы.
Годы жизни опять же точно известны. В последнем Каталоге СПГИХМЗ есть неплохая биографическая справка, моя ошибка, что я ее изначально не привела. Исправлюсь.
Другое дело, что "топтание" в чужой биографии, даже давно ушедшего человека, требует определенной деликатности. Думаю, здесь никто не покушается на семейные тайны, не занимается поисками "компромата". Все опубликовано в открытых источниках.
На первую цитату - я это и имела ввиду.
Вторая цитата: кто интересовался именно днем рождения. Вот и ответ в первой цитате. Не надо никаких запросов в дореволюционные домовые книги и всевозможные архивы.
Третья цитата: конечно же деликатная.
В моей личной коллекции есть все эти работы. Только "Белые розы" - современного выпуска. Хотелось бы их увидеть в технике ручной набойки тоже, но, уверена, случай еще представится. Так что, о пропущенной выставке в смысле работ Шаховской - не жалею. Вот Штыхина - да, пропустила. И жалею очень!
Про список литературы в этом альбоме. Л.С. Шаховская упоминвется только в обобщающих работах, которые всем форумчанкам хорошо известны, а многими - и многократно проштудированы. Так что, почерпнуть там о Лидии Сергеевне - увы - нечего!
Я завтра схожу в РГБИ и почитаю Советское Декоративное искусство за 1987 год. Там про художников...
Да... На выставке "Роза и огурец" были работы Штыхина.
Интересно поворачиваются совпадения. На днях приходит к нам предложение издать книгу о Михаиле Шике - священнике. И к слову так было сказано, что жена у него Шаховская. Я тут же делаю стойку.
-Какая Шаховская?
- Вы знакомы с Шаховскими?
-В некотором роде- говорю я и пытаюсь вспомнить, что-то у нас про Шиков проскальзывало.
Как оказалось речь шла о дочери Дмитрия Ивановича Шаховского, брата Сергей Ивановича-отца Лидии Сергеевны, о Наталья Дмитриевна Шаховской которая вышла замуж за Михаила Владимировича Шика в 1918 году, т.е. о двоюродной сестре Лидии Сергеевны. С которой она не могла не быть знакома, разница в возрасте у них в 14 лет, не так много. Отца Михаила растреляли в 1937 году, Наталья Дмитриевна осталась с малыми пятью детьми, умерла в Москве в 1942 году.
Отец Михаил, будучи евреем, в 1918 крестился, что по тем временам было странным поступком и опасным, потом, по настоятельным уговорам епископа Арсения Жадановского, заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), принял сан. В 1937 был растрелян.
Он был замечательной личностью и у отца Михаила осталось немало почитателей и в наше время. http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-be ... -shik.html http://www.brooklyn-church.org/istoriya ... shika.html
На фото Наталья Дмитриевна с мужем
На фото Наталья Дмитриевна с детьми в свой день рождения, 1940 год.
Слева направо: Мария, Сергей, Николай, Елизавета, Дмитрий