О Лидии Сергеевне Шаховской

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 16 дек 2017, 02:04

tata64 писал(а): Вот на такие моменты хочу обратить внимание.
Л.С. Шаховская родилась в 1904 году. Получается, на момент закрытия студии ей всего 14 лет. А начала заниматься она еще более молодой девушкой. Практически ребенком. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что остальные ученики этой студии были гораздо старше. Не знаю, как интерпретировать этот факт.
Пытаюсь как-то логически обосновать для себя - почему столь юная девушка училась на взрослых курсах.))
tata64, собственно, ответ выше, в диссертации, посвященной частным московским студиям: «Возраст учеников для большинства студий не являлся определяющим, учили всех, кто изъявлял желание и серьезное отношение к делу.»

Из списка учеников студии Юона (см. выше):
Васильев Н.И. (1892-1970) учился в частной школе Юона в начале 1900-х, а у Л.О.Пастернака в МУЖВиЗ – в 1906–1919 (т.е. в 14-17 лет).
Гончаров А.Д. (1903-1979) первые уроки рисунка получил в частной студии Юона в 1915 году, когда ему было 12 лет. А в 15 лет (в 1918 г.) поступил во вторые Государственные свободные художественные мастерские (бывшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества, МУЖВиЗ)
Терешкович К.А. (1902-1978) посещал частные студии Юона, Машкова и Рерберга с 1911, т.е. с 9 лет! А в 15 лет (в 1917) уже поступил в МУЖВиЗ.
Фаворский В.А. (1886-1964) учился в частной художественной школе Юона в 1898–1905, т.е. с 12 лет, и одновременно посещал вечерние скульптурные классы Строгановского училища.
Еще в списке несколько учеников, занимавшихся в студии в 15-16 лет.

Кроме того, напомню, что в списке этом полсотни человек, а всего за время ее существования прошло 4 тысячи студийцев.
Вот, например, наверняка известный Вам по книжным иллюстрациям А.А.Брей (1902-1979) – он посещал школу живописи и рисования Юона и Дудина в 1916, т.е. в 14 лет.

Но считаю нужным упомянуть еще об одном факте, может, Вы тоже обратили на это внимание.
Студия Юона при Пречистенских курсах просуществовала с 1900 до 1917 г.
А в том же списке у некоторых значатся даты обучения, выходящие за пределы этого периода.
Вот, например, Зеленский Б.А. (1914—1984), пишут, что учился в студии в Москве у Юона в 1930-1932.
Или вот информация из И-нета.
Художник и график Одинцов Владимир Григорьевич (1902–1957) занимался в школе живописи и рисования Юона и Дудина в 1922-1925.
Поэт, переводчик, художник Штейнберг Аркадий Акимович (1907-1984) учился в студии К.Ф.Юона с 1922.
Вот еще: живописец, график, иллюстратор книг Витинг Николай Иосифович (1910–1991) – в 1927-1928 занимался на курсах при Доме художественного воспитания в Москве у К.Юона.
И полно художников и других творческих людей, про которых пишут, что они посещали студию (школу и т.п.) Юона в 20-х, 30-х, 40-х годах.
Известно, что после закрытия студии при Пречистенских курсах в Москве работали другие студии под руководством К.Юона и И.Дудина. Названия у них разные, как, например, упомянутые выше курсы при Доме худ. воспитания, а суть похожая, т.к. главное в такого рода творческих заведениях – личность наставника, его творческие принципы.
Так что Л.С.Шаховская могла посещать, будучи подростком и даже ребенком, Классы рисования и живописи К.Ф.Юона и И.О.Дудина на Арбате, 25. Или, будучи постарше, одну из упомянутых студий под его руководством. Может быть и так, что, начав с первого, она затем продолжила занятия во втором.

Интересно, а, кроме свидетельства З.Ольшевской, еще где-то есть подтверждение того, что Л.С.Шаховская занималась у К.Юона? Сразу скажу, что у меня нет никаких сомнений в том, что так и было.
Хотелось бы только период обозначить. Посмотреть бы анкету из ОК, ведь это может там быть?
Что касается полноценности этого образования, у меня есть что сказать, времени нет написать((.
Буду отвечать по мере сил.

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6553
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение tata64 » 16 дек 2017, 06:56

ipsilon1 ^% , у меня нет никаких сомнений в том, что свидетельству З.А. Ольшевской можно доверять. Я просто анализирую этот факт в контексте биографии Л.С. Шаховской. Давайте точно вспомним, что говорит Ольшевская:
«…она рано потеряла родителей, и ей пришлось с юных лет зарабатывать на жизнь. Помогло хорошее образование, полученное в детстве. Она обучалась в изобразительной студии Юона, знала языки. "

Отсюда четко видно, что обучалась она именно в студии Юона, и это было в детстве. Считаю, что эти факты неоспоримы, и от них нужно отталкиваться.

Кроме того, из биографии К.Ф.Юона известно, что он вел педагогическую деятельность на протяжении всей своей творческой жизни, но собственной студии у него больше не было.
Автопортрет К.Ф. Юона, 1912 г.
Автопортрет К.Ф. Юона, 1912 г.
Попались интересные воспоминания о занятиях в этой студии в 1916 году художника Л.Н. Хорошкевича. Они показательны тем, что художник 1902 г.р., то есть всего на два года старше Лидии Сергеевны. Приведу выдержки из них - в том, что касается занятий.

Ссылка на источник: http://new.rusarchives.ru/publication/k ... vich.shtml

В 1916 г. я поступил на воскресные занятия в классы рисования и живописи К.Ф. Юона и жил одной мыслью от воскресенья до воскресенья. <…>

В студии Юона

Mы шли по Арбату, и я задавал папе множество вопросов, вертевшихся возле одного и того же, а он был озабочен и рассеян.

В этот час Арбат был малолюден. Воскресный отдых соблюдался строго. Полотняные козырьки над окнами магазинов не были спущенными, сентябрьское солнце светило неярко и осенняя дымка слегка затушевывала перспективу переулков, дома с мезонинами и садами и повороты Арбата. Арбат был мне знаком хорошо. Вот магазин Шахворостова, где всегда пахло сухими грибами, мукой и цикорием, вот "Ницца" с блестящими витринами красок, палитр и кистей, вот кривые, стертые ступени вылезших на тротуар старых домов, вот на вывесках кукольного вида дамы в боа и франты с откинутыми полами пальто.

Истекал третий год войны, а два прошли в переменных радостях и волнениях, в надеждах на победу и конец. Победу над Вильгельмом должен был принести главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, тот, чья сухопарая старческая фигура внушала мне наивную мысль о неподдельном величии. А фронт не двигался, Москва переполнялась военными, ранеными и беженцами. Не найти было семьи, в которой брат, сын, муж или отец не были на фронте.

Папа был озабочен. Кругом все чаще и настойчивей говорили о революции. В доме отца изменился состав клиентов: исчезли знакомые Гарфункель и herr Chekles, и какие-то еще менее знакомые люди просиживали подолгу в кабинете отца и в гостиной, ожидая. Они оставляли после себя крепкий запах сигар, папирос и духов. На круглом столике гостиной вместе с журналами "Столица и усадьба" валялись газеты и журналы с карикатурами на курящих гимназистов, на мужей, изменяющих женам, на женщин в юбках цвета танго с разрезом вдоль ноги возле колена и изредка едкие, политические карикатуры.

По дороге в гимназию я не раз видел узкую, не новую вывесочку на выступе крыльца "Классы рисования и живописи К.Ф. Юона и Дудина". Классы помещались на втором этаже в доме "Общества русских врачей" на углу Арбата и Староконюшенного переулка. Приемная студии со старинными книжными шкапами в металлических скрепах, с конским черепом, тканями и гипсами и большим письменным столом носила отпечаток порядка и деловитости. Я разглядывал предметы, наполнявшие комнату, когда в приемную вошел Юон. Черная борода резко выделялась на белом воротничке, своеобразная голова с вдумчивыми глазами имела нечто поражающее, так же как и весь он в темном костюме, красивый в движениях, произвел на меня впечатление человека особенного, сильного, счастливого и светского в лучшем смысле этого слова.

Теперь я припомнил то, о чем говорили взрослые: лето в Воскресенске, строящуюся по проекту отца школу, торговую площадь и двух моих товарищей по играм: Игоря и Бориса - детей художника; лестницу на второй этаж и бородатого человека в белой косоворотке, со строгим видом приоткрывшего нам, держа в руке палитру и кисти, после чего мы горошком скатились с лестницы.

Фразы, сказанные Константином Федоровичем после того, как он внимательно посмотрел все мои рисунки, показались мне очень значительными - о том, что надо учиться, что очень хорошо иметь интерес к истории и что моя акварель верно передает весенний воздух. Последнее замечание меня смутило, так как жилой бревенчатый домик с открытыми окнами, тюлевыми занавесками и солнечными тенями был нарисован с натуры не весной, а осенью.

В студии оказалось пять комнат, и в каждой работали разное: гипсы, Венеру Медицейскую, столики с группами предметов и живую натуру. В первой комнате висел перечень красок нормальной палитры живописца (по Петрушевскому [4]). Стену одной из комнат заполняли мастерски написанные этюды: прекрасные по живой мимике женская голова и студеная темная река на снежной опушке леса с подписью "Бялыницкий-Бируля" [5]. В маленькой кладовушке можно было купить все необходимое для занятий: французскую бумагу для угля, альбомы, закрепители, холст, краски и кисти. Все было обдумано, все было устроено так, как надо.

В первый день я сухим углем осторожно сделал контур черепа и ушел домой с радостным чувством приобщения к чему-то великому. С этого же дня я стал гордым патриотом студии и другие московские студии Рерберга [6], Мешкова, Харламова [7] мне казались недостойными сравнения. Кстати, я знал о них только понаслышке. С первого же дня во мне поселилась бодрая уверенность, а в своем ничтожестве я не убеждался даже тогда, когда оно было очевидно. Присмотревшись, я убедился, что почти все учащиеся в студии были старше меня.

На воскресные занятия приходило много молодых людей: гимназисты, реалисты и кадеты, а также молодые дамы, заполняющие, очевидно, все студии мира и вносящие с собой шумное оживление, улыбки, восторги. Но на дам я посматривал осторожно, а думал о них нелестно и очень консервативно. Искусство, сделанное женскими руками, в то время, за очень редким исключением, не содержало для меня ценных качеств. В живописи дам я не замечал смысла, а говорливость их меня смущала, как нечто недостойное. Незадолго до поступления в классы Юона я видел выставку женщин-художниц. Выставка была устроена в пользу раненых. На этой выставке было много нарисованных кошмаров, вампиров, снов, призраков и т.п., и с тех пор мне начало казаться, что женщины слишком восприимчивы к веянию непонятного и пустого декаданса.

Сосредоточенный ум в 14 лет имеет возможности полного и острого внимания к происходящему. Я ходил сторонкой и старался ничего не пропустить. Помощник Константина Федоровича, Михаил Алексеевич Добров, был серьезен и ласков, но к приходу Константина Федоровича все становилось напряженнее и деятельнее. Имя и власть гипнотизируют людей. Юон приходил в студию бодрый, мужественный, в чудном расцвете душевных и физических сил. Переходя от одного к другому, он садился, брал уголь и очень энергически вносил поправки, сопровождая их ясным и логическим объяснением. Он говорил то, что интересно слушать, что кажется понятным, но обычно ускользает, что понимается позже или не понимается вовсе. Расстояние между учителем и учеником всегда очень велико. Сколько заботы учителю исправить то, что неверно видят и неверно передается. Несмотря на множество моих ошибок, мне казалось, и это действовало бодряще, что Константин Федорович Юон оценивает меня положительно, как будто предполагал за моей молчаливой сдержанностью какие-то большие качества. Это было тем дороже, что он стал для меня единственным авторитетом. Еще не зная полностью его произведений, я чувствовал, что около меня мастер и художник огромной культуры и дарования. Ошеломляюще действовала его способность сгруппировать и обобщать явления жизни.

Объясняя и задержав перед мольбертом протянутую руку с угольком, Константин Федорович обращал взгляд к стоящему ученику, и мне казалось, что он взвешивает: дойдет ли сказанное и кто перед ним. Сказанное доходило. Как весенний дождь на землю падали на мои неопределенные взаимоотношения с натурой ясные слова о лепке формы, о характере, о распределении света, об анатомических признаках. В эти минуты нельзя было не отвлечься им самим, его мыслящими глазами и движениями крепкой и небольшой руки. Я видел, как спутанные и вялые работы под его рукой наполнялись энергичными контрастами золотистых, ярких тонов и окружались звучными тонами теней.

В одно из первых воскресений я рисовал студента в позе играющего на гитаре. Мне удалось в линиях передать движение и круглое лицо с глуповатыми навыкате глазами, но рисунок стал лучше, когда по указанию Юона я прибавил по два сантиметра к каждой ноге студента.

В воскресных занятиях, бывших для меня несравненной радостью, утвердился мой интерес к рисунку, и глаз приобрел новое внимание к изображению характерного. Нам позировали: круглолицая девушка с пылавшими от смущения щеками; монах в засаленной ряске, обросший, с разрезом глаз, похожим на волчий; худенький старичок в очках из богадельни, опирающийся на палочку; мальчик, обнаженный до пояса, и другой мальчик, тонкий, с впечатлительными "по-нестеровски" глазами. Во время перерывов монах с внушительной серьезностью, но украдкой, раздавал маленькие лубочные образки святых, отпечатанные на бумаге, и рассказывал о Старом Афоне. <…>
Последний раз редактировалось tata64 16 дек 2017, 07:20, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6553
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение tata64 » 16 дек 2017, 07:10

Думаю, Константина Федоровича Юона можно по праву считать учителем Лидии Сергеевны Шаховской. Во всяком случае, я в этом убеждена! Достаточно взглянуть на панно авторства Л.С. Шаховской и З.А. Ольшевской к 800-летию Москвы - и вспоминаются пейзажи Юона: древние русские храмы, кремли, деревни... Вот откуда у Лидии Сергеевны мастерство в изображении архитектурного пейзажа - от Юона! В его яркой декоративной манере!
У Псковского собора!.jpg
У Псковского собора!.jpg (9.83 КБ) 3239 просмотров
Москва Кремль.jpg
Москва Кремль.jpg (7.22 КБ) 3239 просмотров
Панно  1.jpg
Панно 1.jpg (110.45 КБ) 3241 просмотр

НитьАриадны
Любитель платков
Любитель платков
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 11:22
Откуда: Уездный город

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение НитьАриадны » 16 дек 2017, 08:01

tata64,согласна полностью про Юона!Это видно.
А я все про гимназии читаю,вот например Алферовская:
В гимназии действовал театр, которым руководил А. Д. Алфёров. Одна из выпускниц Наташа Гессинг стала профессиональной актрисой в Малом театре под фамилией Белевцева. Cтали артистками Малого театра и выпускницы гимназии Юзвицкая и В. Обухова.

Я стразу вспомнила про ТЮС....
И ещё:Гимназистки выпускали газету "Бабье дело"(наверное были иллюстрации)
Источник

https://hamovnik.ru/wiki/a/1898/

Опять из области домыслов и предположений:Зима 1918 года,в Москве тогда свирепствовала испанка,стояла стужа,мела метель.(мать ЛС могла не пережить эту зиму,было очень много смертей от туберкулёза и испанки)
Это опять же про Алферовскую гимназию.
Источник
http://lrb.jinr.ru/Timofeeff/auto/reformat_r.html

Любовь Анатольевна
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 13938
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
Откуда: Москва

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение Любовь Анатольевна » 16 дек 2017, 11:23

tata64 писал(а):Думаю, Константина Федоровича Юона можно по праву считать учителем Лидии Сергеевны Шаховской.
А Юон - ученик Коровина и Серова... (Серов же - ученик Репина)
И любовь Лидии Шаховской к стилю модерн в павловопосадских шалях. Вот что интересно. ?*():

Что касается стиля, то Юона обычно причисляют к представителям стиля модерн. Нет той строгости, присущих старым стилям. Наоборот в его творчество легко проследить природный хаос. Не лишены его картины и присущего модерну символизма.

Аватара пользователя
Натик
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 9549
Зарегистрирован: 23 окт 2008, 00:53
Откуда: Москва

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение Натик » 16 дек 2017, 16:16

Кажется у нас появилась надежда связаться с родственниками, пока только надежда.
tata64 , я не настолько в теме, поэтому я очень бы просила вести переговоры с семейством Шаховских-Шик Вас.
Попозже отпишусь о результате. Готовьте вопросы.

Alisa 2
Новичок
Новичок
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 03 ноя 2017, 14:19

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение Alisa 2 » 16 дек 2017, 16:49

Показалось интересным следующее интервью с Иваном Шаховским (внуком В.Фаворского и Н. Д. Шаховской): https://echo.msk.ru/programs/time/855642-echo/
Кажется, ссылки на него еще не было.
К сожалению, цитаты из него не копируются, но там упоминаются и младшие Шаховские, и студия Юона, и М. Шик.

НитьАриадны
Любитель платков
Любитель платков
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 11:22
Откуда: Уездный город

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение НитьАриадны » 16 дек 2017, 17:04

Натик!ну Вы просто мега крутая!Спасибо за надежду! ^%

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6553
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение tata64 » 16 дек 2017, 17:55

Натик! Поддерживаю предыдущего оратора! ^% (*-( Спасибо огромное за неравнодушие! Если получится - будет очень и очень здорово! Вопросы начинаю готовить! :D

НитьАриадны
- про гимназии: Вы молодец, почитаю обязательно!(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)... Гимназия - это как минимум языки и театр. А гимназию Лидии Сергеевны Шаховской будем искать.

Alisa 2, спасибо за ценную ссылочку! ^% Обязательно почитаю.


Для того, чтобы лишний раз убедиться, что мы на верном пути -
цитата из альбома-каталога СПГИХМЗ, стр. 47:

" Л.С. Шаховская с большим декоративным чутьем и живописным мастерством создавала платочные композиции. На ее формирование, художественную эрудированность, несомненно, повлияли воспитание и среда, в которой она росла. ....Несмотря на то, что специального образования у Лидии Сергеевны Шаховской не было, по выражению З.А. Ольшевской, она "могла нарисовать любой орнамент любой эпохи". О разностороннем даровании художницы свидетельствуют ее работы".

"В автобиографии сказано, что Л.С. Шаховская в 1937-1938 гг. обучалась на курсах повышения квалификации, но аттестат об окончании был утерян вместе с другими документами во время эвакуации из Москвы".
Последний раз редактировалось tata64 16 дек 2017, 18:04, всего редактировалось 2 раза.

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6553
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение tata64 » 16 дек 2017, 17:56

Любовь Анатольевна - Вам огромное спасибо за отзыв и за отличный снимок одного платка. У Вас умная камера - Вы видите самое интересное. viewtopic.php?f=15&t=3901&start=405#p186716

Возвращаюсь к панно в честь 800-летия Москвы.

Это панно было изготовлено на Ленской фабрике в технике ручной набивки по эскизам Л.С. Шаховской и З.А. Ольшевской в 1947 году. Выпущено оно было в нескольких экземплярах. Один из них был подарен Ленской фабрикой И.В. Сталину.

Сегодня это панно можно увидеть в нескольких музеях. В Павловском Посаде это Павлово-Посадский историко-художественный музей (краеведческий), а также музей в п. Большие Дворы (окрестности Павловского Посада).
Об этом музее: http://otzovik.com/review_4673482.html Была информация, что именно этот музей купил комплекс рукописных шалей З.А. Ольшевской.
Панно из музея &quot;Княжий Двор&quot;
Панно из музея "Княжий Двор"


Фотография панно есть в книге Н.Г. Рудина "Павловские шали", есть фото и на нашем форуме - в теме Павловопосадской экскурсии. К сожалению, в нашем архиве ( и в сети!) нет детальных фотографий этого панно. А хотелось бы увидеть и рассмотреть все медальоны этого панно, орнаментальную вязь фона и каймы.

Именно поэтому я благодарна Любови Анатольевне за качественную фотографию памятной шали с фрагментами панно в честь 800-летия Москвы. ^%

Продублирую здесь эти фото.

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось tata64 16 дек 2017, 18:46, всего редактировалось 5 раз.

Аватара пользователя
Натик
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 9549
Зарегистрирован: 23 окт 2008, 00:53
Откуда: Москва

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение Натик » 16 дек 2017, 18:01

У нас все отлично, девушки, нас можно поздравить, все получилось! Связь есть!

tata64,спасибо, что согласны, мне было бы сложно, я совсем не в теме. Иду в личку

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6553
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение tata64 » 16 дек 2017, 18:08

Отлично!!!!

НитьАриадны
Любитель платков
Любитель платков
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 11:22
Откуда: Уездный город

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение НитьАриадны » 16 дек 2017, 18:41

tata64 писал(а):

Для того, чтобы лишний раз убедиться, что мы на верном пути -
цитата из альбома-каталога СПГИХМЗ, стр. 47:

" Л.С. Шаховская с большим декоративным чутьем и живописным мастерством создавала платочные композиции. На ее формирование, художественную эрудированность, несомненно, повлияли воспитание и среда, в которой она росла. ....Несмотря на то, что специального образования у Лидии Сергеевны Шаховской не было, по выражению З.А. Ольшевской, она "могла нарисовать любой орнамент любой эпохи". О разностороннем даровании художницы свидетельствуют ее работы".

"В автобиографии сказано, что Л.С. Шаховская в 1937-1938 гг. обучалась на курсах повышения квалификации, но аттестат об окончании был утерян вместе с другими документами во время эвакуации из Москвы".
Отсутствие Л.С. в реестре художников,натолкнуло меня на эту мысль об образовании.Даже допускаю,что революция помешала Л.С. закончить гимназию. Став сиротой,ей рано пришлось пойти работать. Поэтому о продолжении обучения не могло быть и речи.Но мир русской интеллигенции в котором выросла маленькая Лидочка,природный дар,гимназия с прекрасными педагогами,курсы Юона,и любовь к живописи-все это помогло ей идти через терни!

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 17 дек 2017, 00:07

Натик писал(а):У нас все отлично, девушки, нас можно поздравить, все получилось! Связь есть!
Натик ^% , это просто здорово! Я была уверена, что так и будет!
У меня новая идея появилась, только обдумать все надо хорошенько...

А я продолжаю про студию Юона.
tata64 писал(а):Но, думаю, эти занятия дали Л.С. Шаховской первичную художественную подготовку. Вряд ли их можно считать полноценным художественным образованием.
Кроме гимназии и этих курсов - об образовании Л.С. Шаховской ничего неизвестно. Думается, ей не удалось его получить из-за смерти матери...Ее настоящим образованием стал тот культурный запас, который она получила в семье. Ну и гимназия, где она училась, - а ведь революция застала ее где-то на середине гимназического обучения - тоже была одна из лучших в стране. Остальное - талант, характер и самообразование. Мне так видится.
Не могу согласиться.
Выше я писала:
ipsilon1 писал(а):Очень интересно было бы узнать о том, что предопределило творческую судьбу Л.С.Шаховской. А об этом известно очень мало.
Здесь я вижу три составляющих: гены, профессиональное обучение и профессиональный опыт, полученный до прихода на фабрику.
Про гены уже в принципе понятно, некоторая информация есть, возможно, что-то еще дополнится со временем.
А вот о профессиональном образовании известно очень мало.
Я говорю не в целом об образровательном и культурном уровне художника, а только о профессиональной подготовке.
Говоря про гены как одно из трех составляющих творчества, имела в виду не только набор хромосом. Это и наследственные задатки, и уклад семьи, культурный и образовательный уровень, круг общения и т.д. Об этом уже много сказали и еще скажут.
Я не хочу растекаться мыслию по древу и говорю конкретно о том умении, которое позволило Л.С.Шаховской создать Белые розы, панно и все остальное, известное и неизвестное (надеюсь, пока).
Понятно, что начальные наклонности формируются в семье и потом в школе. Но одного культурного запаса, полученного в семье и гимназии, мало.
Л.В.Лепешкина была известна как переводчик. И, если снова обратиться к рассказу А.Тырковой о вечере, проведенном в ее доме - среди гостей были в основном литераторы, переводчики, общественные деятели. Да, и художник Первухин. Возможно, и другие художники бывали в этом доме. Есть кое-какая информация о знакомстве с В.Серовым. Но вряд ли они занимались обучением на дому маленькой Лиды.
Гимназия – да, конечно, не раз читала в биографиях художников, что впервые на их дар обратил внимание учитель рисования в школе, гимназии. Направил в нужное русло, посоветовал учиться дальше. Гимназия по определению не может дать достаточно серьезное образование по какому-либо предмету, тем более по такому специфическому. Выявить наклонности, приохотить к предмету, дать толчок к дальнейшему познанию и развитию – да, и то при условии, что учитель попался хороший.
А насчет студии Юона и других подобных студий – я вот поначалу полагала, что это что-то типа изостудии в нашем районном ДК, куда пенсионеры ходят, чтоб чем-то занять себя.
Немного прошерстила информацию о художниках, прошедших через студию Юона. И из вышеприведенного списка, и не из него. В энциклопедиях, Википедии, с разных аукционов и серьезных выставок (там обычно приводится краткая информация о художнике и его творчестве).
И везде обязательно указывают, где и у кого учился, причем перечисляют все студии (даже если посещал их совсем недолго) на равных с учебными заведениями (Строгановское училище, ВХУТЕИН, ВХУТЕМАС и т.д.)
И знаете, далеко не у всех художников есть за душой корочка о дипломе, полученном в таком вузе.
Самые разные сочетания из частных школ и студий (отечественных и зарубежных), художественных вузов (часто не оконченных). Иногда в студии шли, уже окончив вуз, а часто занимались параллельно и там, и там. И как правило, про какое бы заведение ни шла речь, указывается, У КОГО там учился. Т.е. все шло от наставника.
Вот, например (иду по списку выше):

Бейгуль Александр Николаевич (1882, Казань? — после 1928)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0 ... 0%B8%D1%87
Русский художник, участник многих выставок общества "Бубновый валет. В 1909 году поселился в Москве и поступил учиться в частную художественную школу К. Ф. Юона. И никаких сведений о том, что он учился где-то еще.

Белоцветов Всеволод Гаврилович (1894-1975), один из организаторов Тамбовского отделения АХРР.
Художественное образование получил в Москве в школе-студии К.Ф.Юона (1913-1917).
https://artchive.ru/artists/15356~Vsevo ... elotsvetov
https://socrealizm.com.ua/gallery/artis ... ov-vg-1894

Бунин Михаил Николаевич (1887- 1941), русский и украинский живописец, пейзажист. Учился в Московской сельскохозяйственной академии (1912-1917), работал агрономом в Миргороде (1917-37).
Посещал в Москве мастерские К.Юона и С.Жуковского.

Ватагин Василий Алексеевич (1883-1969) – график и скульптор-анималист, педагог, академик АХ СССР, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии. Художественное образование начал получать с 1898 года в студии Н.А.Мартынова, затем, уже учась на втором курсе естественного факультета Московского университета, занимался два года в художественной школе К.Ф.Юона (1904 – 1906). И, в общем-то, все!
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 ... 0%B8%D1%87

Веснин Александр Александрович (1883-1959), архитектор, театральный художник и преподаватель. Учился в Московской практической академии коммерческих наук, Институте гражданских инженеров в Петербурге.
В 1904 году Александр и Виктор Веснины, будучи на IV курсе, прерывают учёбу в институте, работают помощниками у архитекторов, участвуют в архитектурных конкурсах и занимаются в частных художественных студиях (К.Ф.Юона и И.О.Дудина (1907), В.Е.Татлина и др.)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0 ... 0%B8%D1%87

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 17 дек 2017, 00:14

Герасимович Иосиф Васильевич(1894-1982), художник-график; известен как автор плакатов кино, член Союза художников СССР. Занимался в студии И.И.Машкова (1915–1916), далее – в студии К.Юона у А.Архипова (1922).
http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok ... -1982.html

Ермилова-Платова Ефросинья Федосеевна (1895, с. Каменка Таврической губ. - 1974, Москва), живописец, график, художница русского авангарда.
Училась в студиях К.Ф.Юона (1914–1916) и И.И. Машкова (1917–1918).
В 1914 поступила на историко-филологический факультет Московского университета.
https://shishkin-gallery.ru/artist_579.html

Зейтман Исай Миxайлович (1899-1996), российский художник-импрессионист, график. Окончив физико-математический факультет 2-го Московского университета, с 1934 года работал учителем математики и физики в школе и одновременно учился в студии К.Ф.Юона (1934-1940). 25 лет преподавал физику в МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Иванов (Мак Поль) Павел Петрович (1891-1967), график, сценограф, живописец
Учился только в студии К.Ф.Юона и И.О.Дудина (1913–1914).
Посвятил много карикатур театрально-художественному миру (сатирические портреты С.Рахманинова, Н.Рериха, Н.С.Гончаровой, М.Фокина, В.Нижинского, А.Павловой и др.)
Эмигрировав в 1922 году, более 20 лет был придворным художником шаха Ирана
http://www.liveinternet.ru/users/bussi/post310570541/

Исаков Сергей Петрович (1900-1967) – российский театральный художник
В 1913-1915 учился в Костроме в студии Н.П.Шлейна (художественные классы рисунка, живописи и лепки Шлейна в Костроме считались одной из ведущих школ России)
В 1915-1917 – в студии К.Ф.Юона и И.О.Дудина
В 1919-1922 – в студии П.В.Митурича

В театре с 1921, оформил постановки во МХАТе, театре им. Вахтангова, театре им. Моссовета и др.
https://persons-info.com/persons/ISAKOV ... _Petrovich

Пестель (Бальи) Вера Ефремовна (1887-1952), художник, педагог
В 1900-х гг. посещала частную студию французской художницы М.Фалиц, воскресные классы рисования Строгановского училища (1904—1906).
В 1906-1907 училась в Школе рисования и живописи К.Юона и И.Дудина, в 1909-1911 – в частной студии К.Э.Киша, в 1912-1913 – в частной студии В.Рождественского. Во время поездки во Францию в 1912 году посещала Академию «La Pallete» А.Ле Факонье и Жана Метценже (академиями за рубежом назывались такие же частные студии).

Попова Любовь Сергеевна (1889-1924), живописец, художник-авангардист (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм), график, дизайнер, театральный художник.
Первые уроки рисования брала у друга семьи, художника К.М.Орлова.
В 1907-1909 училась в художественной школе К.Юона.
В 1910 брала частные уроки в Италии.
В 1912 в Париже занималась живописью у Ле Фоконье и Ж.Метценже.

Степанова Варвара Федоровна (1894–1958), выдающийся мастер русского авангарда первой половины 20 в., представительница конструктивизма, дизайнер и поэтесса, жена и соратница Александра Родченко.
В 1910-1913 училась в Казанской художественной школе, но, не окончив её, переехала в Москву.
В 1915-1917 занималась в студии К.Ф.Юона.
Как видим, образование у нее – только неоконченная Казанская художественная школа и 2-3 года занятий в студии К.Юона, чего вполне хватило не только чтобы участвовать в выставках, но и работать в Коллегии по делам изобразительных искусств Наркомпроса (1919-1922) и преподавать - в студии «ИЗО» Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской (1920-1925), Высших художественно-технических мастерских (1924-1925).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1 ... 0%BD%D0%B0

Удальцова Надежда Андреевна (1886-1961), яркий представитель русского авангарда (кубофутурист, супрематист) в живописи.
Посещала московские студии К.Ф.Юона (1905-1907; здесь ее первым авторитетным учителем был Н. П. Ульянов) и К. Киша (1909-1911), работала в студии В.Е.Татлина; затем продолжила образование в парижской академии «Ла Палетт» у А. Ле Фоконье и Ж.Метсенже (1912).

Ответить

Вернуться в «О художниках»