Очень интересно было бы узнать о том, что предопределило творческую судьбу Л.С.Шаховской. А об этом известно очень мало.
Здесь я вижу три составляющих: гены, профессиональное обучение и профессиональный опыт, полученный до прихода на фабрику.
Про гены уже в принципе понятно, некоторая информация есть, возможно, что-то еще дополнится со временем.
А вот о профессиональном образовании известно очень мало.
Из интервью со Златой Ольшевской:
«…она рано потеряла родителей, и ей пришлось с юных лет зарабатывать на жизнь. Помогло хорошее образование, полученное в детстве.
Она обучалась в изобразительной студии Юона, знала языки. Поэтому подрабатывала росписью абажуров, иллюстрировала книги.»
Итак, студия Юона.
Поиск сразу же выдал вот это
http://artru.info/uch/43/
Студия К.Ф. Юона и И.О. Дудина в Москве
Преподаватели:
• Добров Матвей Алексеевич 1916-1917
• Дудин Иван Осипович (Иосифович)
• Захаров Иван Иванович
• Ульянов Николай Павлович
• Юон Константин Федорович
Ученики:
• Арнштам Александр Мартынович
• Бейгуль Александр Николаевич
• Белоцветов Всеволод Гаврилович - 1917
• Богданов Сергей Александрович 1911
• Богомазов Александр Константинович 1905- 1907
• Бунин Михаил Николаевич
• Васильев Николай Иванович
• Ватагин Василий Алексеевич 1904 - 1906
• Веснин Александр Александрович 1907
• Герасимович Иосиф Васильевич 1922
• Глинка Вера Николаевна 1906
• Гончаров Андрей Дмитриевич
• Городецкий Сергей Митрофанович
• Грищенко Алексей Васильевич 1910 - 1911
• Грушевская Татьяна Николаевна 1906 - 1909
• Добров Матвей Алексеевич 1900 - 1901
• Егоров Евгений Васильевич
• Ермилова-Платова Ефросинья Федосеевна1914 - 1916
• Жегин (Шехтель) Лев Федорович 1909 - 1910
• Жекулина Ольга Анатольевна
• Зейтман Исай Миxайлович
• Зеленский Борис Александрович 1930 - 1932
• Иванов (Мак Поль) Павел Петрович
• Исаков Сергей Петрович 1915 - 1917
• Каменский Борис Михайлович - 1919
• Куприн Александр Васильевич 1904 - 1906
• Липскеров Константин Абрамович
• Матвеева Ксения Иннокентьевна
• Машковцев Николай Георгиевич (Егорович)
• Мухина Вера Игнатьевна 1909
• Пестель (Бальи) Вера Ефремовна 1906 - 1907
• Подрябинников Трифон Захарович 1916 - 1917
• Попова Любовь Сергеевна 1907 - 1909
• Раубе-Горчилина Мария Вячеславовна 1915
• Розанова Ольга Владимировна 1907 - 1910
• Скулме Отто Екабович 1907 - 1908
• Степанова Варвара Федоровна 1915 - 1917
• Субботин-Пермяк Пётр Иванович
• Терешкович Константин Андреевич
• Терпсихоров Николай Борисович
• Удальцова Надежда Андреевна 1905 - 1907
• Фаворский Владимир Андреевич 1903 - 1905
• Фальк Роберт Рафаилович
• Феофилактов Николай Петрович
• Хлебникова Вера Владимировна 1910
• Хорошкевич Леонид Николаевич
• Шапошников Борис Валентинович
• Шаршун Сергей Иванович
• Щекотов Николай Михайлович 1910 - 1911
• Эйгес Сергей Константинович
• Ягодин Вячеслав Владимирович
Все имена, что учителей, что учеников - мега-масштаба, гордость и слава русского и мирового искусства. В И-нете о них тьма информации, даже искать ничего не нужно.
Учеников едва ли наберется полсотни. Л.С.Шаховской в этом списке нет.
Нехитрые расчеты удержали от скоропалительных выводов.
Студия Юона и Дудина проработала с 1900 по 1917 (по некоторым сведениям – по 1918) год.
За 17 лет полсотни учеников? Несколько человек в год, что ли?
В книге «Переулки Арбата» Льва Колодного, писателя, журналиста, москвоведа, более 60 лет пишущего о Москве, студии Юона посвящена отдельная главка.
http://www.rulit.me/books/pereulki-arba ... 48-15.html
«В СТУДИИ ЮОНА
Размышляя об истории Арбата, я не сразу сумел понять, почему именно на этой улице, расположенной в центре, считавшемся московским "сен-жерменским предместьем", где жили представители родовой знати, вдруг в дни революции 1905 г. сооружаются сразу три баррикады, тогда как на соседних улицах их не было.
В угловом доме, где сходятся Арбат и Староконюшенный переулок, располагалась известная в свое время художественная школа К. Ф. Юона. Этот трехэтажный дом № 25 сооружен был в 1871 г. на средства Общества русских врачей, которое для своих членов открыло в нем библиотеку, а кроме того, учредило здесь же небольшую поликлинику и аптеку, существующую, кстати, поныне.
Именно этот дом в 1900 г. облюбовал молодой художник, незадолго перед тем окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Константин Юон. Вместе с товарищем, тоже художником и талантливым педагогом Иваном Дудиным он решил открыть свою частную художественную студию и арендовал для этих целей у хозяина дома - Общества русских врачей - часть помещений.
Художники задумали создать студию нового типа, применить для обучения все лучшее, что почерпнули в училище, а также то, что практиковалось в модных тогда парижских художественных студиях. Занятия проводились без единой программы; не было деления на годичные курсы, не было экзаменов. Упор делался на самостоятельную работу, студийцев приучали писать с любой натуры, в том числе обнаженной, что не разрешалось в училище. Занятия сопровождались диспутами, обсуждениями; часто организовывались выставки, издавался журнал. Все здесь зависело от дара и трудолюбия. С начинающими преимущественно занимался Иван Дудин, с более подготовленными - Константин Юон. Он обладал редким даром не только учить других, но и при этом учиться самому, заражал всех своей энергией, жаждой служения искусству, не навязывая никому своих тем и манеры письма.
Молва о новой студии разошлась по всей Москве и другим городам, сюда приходило на занятия до 200 человек. Вот они-то и стали порохом, который разгорелся, как только Москва забурлила в дни революции 1905-го, они-то и соорудили баррикады на Арбате, сражались на них...
"А там дружинники уже засновали по Арбату - и в папахах, и в фуражках; дворники, мальчишки помогают выворачивать столбы фонарные - для баррикад" так описывал те дни в своем очерке об Арбате его житель, писатель Борис Зайцев.
После поражения восстания Константину Юону пришлось приложить много сил, чтобы защитить студию от властей, которые намеревались закрыть ее. Студия выжила тогда и просуществовала еще двенадцать лет;
через нее прошло примерно 4 тыс. студийцев. Не все из них стали профессиональными художниками, но сохранили навсегда память о ней и учителе.
"Наивным, ничего не знающим в вопросах искусства пришел я к вам в школу. Вы первый сказали мне свое веское слово о сути искусства", - с такими словами обращался к Юону спустя много лет, вспоминая о студии на Арбате, известный художник-анималист В. А. Ватагин. Он признавался своему первому учителю, что если в нем есть художник, то этим он обязан ему.
Дни, проведенные в студии на Арбате, считала "незабываемо дорогими", а Юона называла "первым учителем" Вера Мухина, прославившая советскую скульптуру. И она брала здесь уроки искусства. Юон по первым ученическим работам сразу мог сказать, есть ли талант у того, кто пришел к нему. Взглянув на работы Веры Мухиной, он сказал:
- Приносите бумагу, карандаши, резинку, папку для рисунков. Место вам будет!
Вот с этими словами Мухина и вышла на путь искусства, который привел ее к вершинам.
В разное время порог школы с надеждой переступили такие не похожие друг на друга художники, как пейзажист А. В. Куприн, график В. А. Фаворский, живописец Р. Р. Фальк, архитекторы-художники А. А. и В. А. Веснины, поэт С. М. Городецкий, поэт и художник Д. Д. Бурлюк, друг юности Владимира Маяковского... Все они и многие другие мастера обязаны арбатской студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, с благодарностью вспоминают о ней в автобиографиях, мемуарах. В студии царил дух творчества и товарищества, можно было спорить с мэтром, и воспоминания донесли до нас отрывки этих яростных споров, в которых рождалась истина.»
Вот этот дом Общества русских врачей (Арбат, 25), где на втором этаже размещались «Классы рисования и живописи» Константина Юона и Ивана Дудина.
У него интересная история, связанная со многими выдающимися людьми
https://arbat25.ru/o-czentre/istoriya-mesta