О Лидии Сергеевне Шаховской

Аватара пользователя
Oreshka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 5817
Зарегистрирован: 18 ноя 2011, 11:46
Откуда: Москва

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение Oreshka » 13 дек 2017, 19:11

Боже, Боже, как интересно!

ipsilon ^a очень благодарна вам за отсыл к книге «Побеждённые»! Читаю с огромным удовольствием! И вот так все переплетается невероятнейшим образом и та и эта история, которую по крупицам собирается здесь о Лидии Сергеевне - просто диву даюсь! А фото как иллюстрации! У Головкиной тоже есть старик-еврей в ссылке, который ещё юнцом покрестился в христианскую веру, как и Михаил Шпик. Ну и многое, многое что ещё встречается и чувствуется одна атмосфера. Спасибо, очень по душе сие чтение сейчас! << ^%

Натик, спасибо вам ^% за новые странички «нашего» увлекательнейшего романа!

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 13 дек 2017, 22:31

Oreshka ^% , рада, что понравилось, по-другому и не могло быть.
Кстати, первоначальное название книги - "Лебединая песнь", так называется вышедшая полная версия
https://www.labirint.ru/books/463297/

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 13 дек 2017, 23:01

Натик писал(а):Интересно поворачиваются совпадения. На днях приходит к нам предложение издать книгу о Михаиле Шике - священнике.
Натик, tata64, это очень большая удача!
Натик ^% , а нельзя попытаться получить контакты представителя семьи Шаховских-Шиков?
Это ведь ближайшие родственники Л.С.Шаховской, и, возможно, с ними у ее семьи были даже более близкие отношения, чем с единокровными сестрами. Ведь Д.И.Шаховской опекал Л.В.Лепешкину с детьми после смерти своего брата, могли остаться фотографии.
А эта ветвь очень активная, сплоченная, судя по тому, как они стараются увековечить память Д.И., Н.Д., М.В.
Я кое-что нашла, очень интересно, но т.к. напрямую семьи Лидии Сергеевны не касается, то привожу только ссылки.

О выступлении дочери Михаила Шика Елизаветы Михайловны Шик с докладом «Жизнь семьи православного священника при сталинском режиме»
https://psmb.ru/a/negromkoe-no-deyateln ... steme.html

3 марта 2017 г. в мемориальном музее А.С. Пушкина на Арбате состоялась презентация двухтомного издания «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века. Письма М.В. Шика (священника Михаила) и Н.Д. Шаховской (Шаховской-Шик)»
https://psmb.ru/a/bol-shaia-istoriia-o- ... il-my.html

О презентации 2-го тома этой книги в Малоярославце https://psmb.ru/a/istorii-liudiei-kotor ... l-zia.html
https://psmb.ru/a/oblik-zhizni-nado-izm ... odnee.html

Во всех мероприятиях участвуют дети и внуки Н.Д. и М.В. Шиков, в т.ч. внучка Елена Старостенкова, директор Благотворительного фонда «101 километр. Подвижники Малоярославца» https://www.101km.org/.
Они активно занимаются публицистикой, журналистикой, общественной деятельностью, открыты для общения, поэтому, мне кажется, сам бог велел попытаться связаться с ними.
Возможно, и им будет интересно узнать что-то о Лидии Сергеевне. Может, станет одним белым пятном меньше в истории большого семейства Шаховских. А то даже обидно - ФИО и тире между датами рождения и смерти как итог жизни.

Несколько фото семьи Шаховских-Шиков.
Из архива РАН http://arran.ru/?q=en/node/68
Слева направо: сидит Н.В.Вернадская, далее Н.Д.Шаховская, А.Д.Шаховская, последний М.Шик.
6.jpg
И из ссылок выше.
По поводу следующего фото: у меня выше viewtopic.php?f=26&t=23281&start=90#p709969 невольно вкралась ошибка - взяла неверную информацию с одного сайта, где было указано, что это Н.С.Шаховская. На самом деле это Н.Д.Шаховская-Шик. Натик, Вы же модератор? Нельзя ли убрать ту фотографию :" ?
1_1_.jpg
2_8c418f.jpg

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение tata64 » 13 дек 2017, 23:18

ipsilon1, спасибо за развитие темы! ^%

Аватара пользователя
Натик
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 9562
Зарегистрирован: 23 окт 2008, 00:53
Откуда: Москва

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение Натик » 13 дек 2017, 23:48

ipsilon1, фото удалила. Относительно связи с семейством Шик пока ответить не могу, не знаю, возьмемся ли за эту книгу, материала там много, работа большая, предложение исходило не от членов семьи.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 14 дек 2017, 00:09

Натик писал(а):На фото Наталья Дмитриевна с детьми в свой день рождения, 1940 год.
Слева направо: Мария, Сергей, Николай, Елизавета, Дмитрий
Дамы, а знаете, кто крайний справа мальчик, Дмитрий?
download/file.php?id=220947&mode=view
Создатель часов на фасаде театра кукол им. С.В.Образцова в Москве и многих других красивых вещей в театрах и храмах.
Скульптор Дмитрий Михайлович Шаховской (1928—2016), академик Российской академии художеств; лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995) и премии Совета министров СССР (1984).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0 ... %BE%D1%80)
Господи, какой страшный рок довлел над семьей.
Прапрапра...дед, декабрист Фёдор Петроович Шаховскоой.
Один из немногих, отказавшийся признать себя виновным. Приговорён к лишению чинов, дворянства и пожизненной ссылке, замененной на 20 лет по случаю коронации.
Дед, князь Дмитрий Иванович Шаховской, общественный и политический деятель, министр государственного призрения Временного правительства, внук Ф.П.Шаховского и внучатый племянник П.Я.Чаадаева.Расстрелян в 1939 как участник «антисоветской террористической организации», захоронен на полигоне «Коммунарка».
Отец, Михаил Владимирович Шик, расстрелян в 1937 на Бутовском полигоне за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов "Истинно православной церкви".
Мать, Наталия Дмитриевна Шаховская-Шик, историк, писатель, переводчик, деятель кооперативного движения. Сгорела от туберкулеза, не дожив до 52 лет.
Пятеро детей остались сиротами.
И волшебные часы на фасаде кукольного театра...

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 14 дек 2017, 00:21

Натик ^% , спасибо!
А я и говорю про представителя семьи. Ведь тот, кто взаимодействует с Вашей организацией от имени семьи Шаховских-Шиков, имеет их контакты. Можно обратиться, объяснить, чем вызван наш интерес, дать чьи-то контакты - tata64, например, как зачинателя и хозяйки темы, если она, конечно, не против. Или кого-то другого. Дать ссылку на эту тему, может быть.

Смотрю на лицо Н.Д.Шаховской и понимаю, что она достойна отдельной книги.
Поначалу у нее не было детей, она очень переживала. Когда, наконец, должен был появиться первенец, врачи поставили ее перед выбором, т.к. считали, что рождение ребенка может повлечь новую вспышку туберкулеза, перенесенного ею в 1914–15 гг. Н.Д., выяснив, что ребенку ничего не грозит, категорически отвергла аборт, сказав, что “жизнь за жизнь – это не так уж дорого”. И дала жизнь еще четверым детям.
http://www.pravmir.ru/natalya-shahovska ... -o-detyah/
В войну, оказавшись на оккупированной территории, будучи уже больной, тянула не только детей, но и прибившихся к ней нескольких пожилых женщин.
Жуткие бытовые условия (обычные для того времени) – частный деревенский дом без удобств, корова, муж арестован (и никто не знает, что его уже нет в живых), пятеро детей, которых нужно прокормить, одеть, обуть, обстирать, выучить, и при этом она продолжает писать книги для детей и юношества о путешественниках, ученых, изобретателях, переводить.
Судя по немногому прочитанному, человек исключительного педагогического дара.
Интересный штрих. Дети по идейным соображениям не вступали в пионерскую и комсомольскую организации, не ходили в кинотеатр, устроенный в храме. Праздновали церковные праздники, устраивали рождественскую елку. Но никто их не притеснял, как это обычно бывает. Н.Д. сходила к директору школы, как-то договорилась. Дети, бывшие «не от мира сего», пользовались уважением одноклассников. Активно участвовали в школьных спектаклях, кружках, спортивных мероприятиях, помогали отстающим.
Н.Д. делилась чем могла с семьями сосланных знакомых, хотя сама жила в нужде.
Человек большого сердца и редкой души, всю себя без остатка отдавшая людям.

НитьАриадны
Любитель платков
Любитель платков
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 11:22
Откуда: Уездный город

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение НитьАриадны » 14 дек 2017, 04:56

ipsilon1,спасибо!Читаю и слезы наворачиваются,такой трагизм,такие тяжёлые судьбы,но такой не сломленный дух!

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 15 дек 2017, 00:40

Очень интересно было бы узнать о том, что предопределило творческую судьбу Л.С.Шаховской. А об этом известно очень мало.
Здесь я вижу три составляющих: гены, профессиональное обучение и профессиональный опыт, полученный до прихода на фабрику.
Про гены уже в принципе понятно, некоторая информация есть, возможно, что-то еще дополнится со временем.
А вот о профессиональном образовании известно очень мало.
Из интервью со Златой Ольшевской:
«…она рано потеряла родителей, и ей пришлось с юных лет зарабатывать на жизнь. Помогло хорошее образование, полученное в детстве. Она обучалась в изобразительной студии Юона, знала языки. Поэтому подрабатывала росписью абажуров, иллюстрировала книги.»

Итак, студия Юона.
Поиск сразу же выдал вот это http://artru.info/uch/43/
Студия К.Ф. Юона и И.О. Дудина в Москве
Преподаватели:
• Добров Матвей Алексеевич 1916-1917
• Дудин Иван Осипович (Иосифович)
• Захаров Иван Иванович
• Ульянов Николай Павлович
• Юон Константин Федорович

Ученики:
• Арнштам Александр Мартынович
• Бейгуль Александр Николаевич
• Белоцветов Всеволод Гаврилович - 1917
• Богданов Сергей Александрович 1911
• Богомазов Александр Константинович 1905- 1907
• Бунин Михаил Николаевич
• Васильев Николай Иванович
• Ватагин Василий Алексеевич 1904 - 1906
• Веснин Александр Александрович 1907
• Герасимович Иосиф Васильевич 1922
• Глинка Вера Николаевна 1906
• Гончаров Андрей Дмитриевич
• Городецкий Сергей Митрофанович
• Грищенко Алексей Васильевич 1910 - 1911
• Грушевская Татьяна Николаевна 1906 - 1909
• Добров Матвей Алексеевич 1900 - 1901
• Егоров Евгений Васильевич
• Ермилова-Платова Ефросинья Федосеевна1914 - 1916
• Жегин (Шехтель) Лев Федорович 1909 - 1910
• Жекулина Ольга Анатольевна
• Зейтман Исай Миxайлович
• Зеленский Борис Александрович 1930 - 1932
• Иванов (Мак Поль) Павел Петрович
• Исаков Сергей Петрович 1915 - 1917
• Каменский Борис Михайлович - 1919
• Куприн Александр Васильевич 1904 - 1906
• Липскеров Константин Абрамович
• Матвеева Ксения Иннокентьевна
• Машковцев Николай Георгиевич (Егорович)
• Мухина Вера Игнатьевна 1909
• Пестель (Бальи) Вера Ефремовна 1906 - 1907
• Подрябинников Трифон Захарович 1916 - 1917
• Попова Любовь Сергеевна 1907 - 1909
• Раубе-Горчилина Мария Вячеславовна 1915
• Розанова Ольга Владимировна 1907 - 1910
• Скулме Отто Екабович 1907 - 1908
• Степанова Варвара Федоровна 1915 - 1917
• Субботин-Пермяк Пётр Иванович
• Терешкович Константин Андреевич
• Терпсихоров Николай Борисович
• Удальцова Надежда Андреевна 1905 - 1907
• Фаворский Владимир Андреевич 1903 - 1905
• Фальк Роберт Рафаилович
• Феофилактов Николай Петрович
• Хлебникова Вера Владимировна 1910
• Хорошкевич Леонид Николаевич
• Шапошников Борис Валентинович
• Шаршун Сергей Иванович
• Щекотов Николай Михайлович 1910 - 1911
• Эйгес Сергей Константинович
• Ягодин Вячеслав Владимирович

Все имена, что учителей, что учеников - мега-масштаба, гордость и слава русского и мирового искусства. В И-нете о них тьма информации, даже искать ничего не нужно.

Учеников едва ли наберется полсотни. Л.С.Шаховской в этом списке нет.
Нехитрые расчеты удержали от скоропалительных выводов.
Студия Юона и Дудина проработала с 1900 по 1917 (по некоторым сведениям – по 1918) год.
За 17 лет полсотни учеников? Несколько человек в год, что ли?

В книге «Переулки Арбата» Льва Колодного, писателя, журналиста, москвоведа, более 60 лет пишущего о Москве, студии Юона посвящена отдельная главка.
http://www.rulit.me/books/pereulki-arba ... 48-15.html
«В СТУДИИ ЮОНА
Размышляя об истории Арбата, я не сразу сумел понять, почему именно на этой улице, расположенной в центре, считавшемся московским "сен-жерменским предместьем", где жили представители родовой знати, вдруг в дни революции 1905 г. сооружаются сразу три баррикады, тогда как на соседних улицах их не было.
В угловом доме, где сходятся Арбат и Староконюшенный переулок, располагалась известная в свое время художественная школа К. Ф. Юона. Этот трехэтажный дом № 25 сооружен был в 1871 г. на средства Общества русских врачей, которое для своих членов открыло в нем библиотеку, а кроме того, учредило здесь же небольшую поликлинику и аптеку, существующую, кстати, поныне.
Именно этот дом в 1900 г. облюбовал молодой художник, незадолго перед тем окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Константин Юон. Вместе с товарищем, тоже художником и талантливым педагогом Иваном Дудиным он решил открыть свою частную художественную студию и арендовал для этих целей у хозяина дома - Общества русских врачей - часть помещений.
Художники задумали создать студию нового типа, применить для обучения все лучшее, что почерпнули в училище, а также то, что практиковалось в модных тогда парижских художественных студиях. Занятия проводились без единой программы; не было деления на годичные курсы, не было экзаменов. Упор делался на самостоятельную работу, студийцев приучали писать с любой натуры, в том числе обнаженной, что не разрешалось в училище. Занятия сопровождались диспутами, обсуждениями; часто организовывались выставки, издавался журнал. Все здесь зависело от дара и трудолюбия. С начинающими преимущественно занимался Иван Дудин, с более подготовленными - Константин Юон. Он обладал редким даром не только учить других, но и при этом учиться самому, заражал всех своей энергией, жаждой служения искусству, не навязывая никому своих тем и манеры письма.
Молва о новой студии разошлась по всей Москве и другим городам, сюда приходило на занятия до 200 человек. Вот они-то и стали порохом, который разгорелся, как только Москва забурлила в дни революции 1905-го, они-то и соорудили баррикады на Арбате, сражались на них...
"А там дружинники уже засновали по Арбату - и в папахах, и в фуражках; дворники, мальчишки помогают выворачивать столбы фонарные - для баррикад" так описывал те дни в своем очерке об Арбате его житель, писатель Борис Зайцев.
После поражения восстания Константину Юону пришлось приложить много сил, чтобы защитить студию от властей, которые намеревались закрыть ее. Студия выжила тогда и просуществовала еще двенадцать лет; через нее прошло примерно 4 тыс. студийцев. Не все из них стали профессиональными художниками, но сохранили навсегда память о ней и учителе.
"Наивным, ничего не знающим в вопросах искусства пришел я к вам в школу. Вы первый сказали мне свое веское слово о сути искусства", - с такими словами обращался к Юону спустя много лет, вспоминая о студии на Арбате, известный художник-анималист В. А. Ватагин. Он признавался своему первому учителю, что если в нем есть художник, то этим он обязан ему.
Дни, проведенные в студии на Арбате, считала "незабываемо дорогими", а Юона называла "первым учителем" Вера Мухина, прославившая советскую скульптуру. И она брала здесь уроки искусства. Юон по первым ученическим работам сразу мог сказать, есть ли талант у того, кто пришел к нему. Взглянув на работы Веры Мухиной, он сказал:
- Приносите бумагу, карандаши, резинку, папку для рисунков. Место вам будет!
Вот с этими словами Мухина и вышла на путь искусства, который привел ее к вершинам.
В разное время порог школы с надеждой переступили такие не похожие друг на друга художники, как пейзажист А. В. Куприн, график В. А. Фаворский, живописец Р. Р. Фальк, архитекторы-художники А. А. и В. А. Веснины, поэт С. М. Городецкий, поэт и художник Д. Д. Бурлюк, друг юности Владимира Маяковского... Все они и многие другие мастера обязаны арбатской студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, с благодарностью вспоминают о ней в автобиографиях, мемуарах. В студии царил дух творчества и товарищества, можно было спорить с мэтром, и воспоминания донесли до нас отрывки этих яростных споров, в которых рождалась истина.»
Вот этот дом Общества русских врачей (Арбат, 25), где на втором этаже размещались «Классы рисования и живописи» Константина Юона и Ивана Дудина.
У него интересная история, связанная со многими выдающимися людьми
https://arbat25.ru/o-czentre/istoriya-mesta
130573_2.jpg

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение tata64 » 15 дек 2017, 01:22

ipsilon1, спасибо за пополнение темы! ^%

Тоже вчера разбиралась с этой студией.))) Вот на такие моменты хочу обратить внимание.
Л.С. Шаховская родилась в 1904 году. Получается, на момент закрытия студии ей всего 14 лет. А начала заниматься она еще более молодой девушкой. Практически ребенком. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что остальные ученики этой студии были гораздо старше. Не знаю, как интерпретировать этот факт. Но, думаю, эти занятия дали Л.С. Шаховской первичную художественную подготовку. Вряд ли их можно считать полноценным художественным образованием.

Еще момент, который хотела бы для себя прояснить. Студия Юона действовала при Пречистенских курсах.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1 ... 1%81%D1%8B
Это важно. В 1914 году, когда помещение Пречистенских курсов было занято под лазарет, занятия по рисованию в это время проводились в другом помещении — в гимназии Поповой на Знаменке. Напомню, что это гимназия, в которой учились Стерлиговы. И, как мне кажется, логично предположить, училась и Л.С. Шаховская - но это предположение нуждается в проверке.

Пытаюсь как-то логически обосновать для себя - почему столь юная девушка училась на взрослых курсах.))

Кроме гимназии и этих курсов - об образовании Л.С. Шаховской ничего неизвестно. Думается, ей не удалось его получить из-за смерти матери. А отец умер еще раньше. Ее настоящим образованием стал тот культурный запас, который она получила в семье. Ну и гимназия, где она училась, - а ведь революция застала ее где-то на середине гимназического обучения - тоже была одна из лучших в стране. Остальное - талант, характер и самообразование. Мне так видится.
Последний раз редактировалось tata64 15 дек 2017, 01:45, всего редактировалось 1 раз.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 15 дек 2017, 01:41

tata64 ^% , у меня этот вопрос возник сразу, есть мысли на этот счет, вернусь к этому чуть позже, хорошо?

Исследованию частных художественных студий России на рубеже веков посвящена диссертация Е.В.Абаренковой "Московские частные художественные студии как явление художественной жизни России конца XIX - начала XX веков"
http://cheloveknauka.com/moskovskie-cha ... a-xx-vekov
Приведу отрывки из автореферата.
История возникновения художественных студий сложна и многообразна. (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Обзор деятельности частных студий был уже предпринят автором диссертационной работы в опубликованной книге "Чудодеи."
Основной ЦЕЛЬЮ исследования стало изучение частных художественных студий, как явления художественной жизни Москвы, значение их в художественной жизни России рубежа веков. Причем "жизнеописание" студий дается в художественной атмосфере того времени.
Студии заботились о подготовке далеко не только художников. Их можно и нужно считать местом, где вызревала культурная атмосфера общества рубежа веков.
Говоря о роли и значении частных художественных студий в культурной жизни России конца XIX - начала XX веков, нельзя не упомянуть пребывание художника в частных студиях Западной Европы. Опыт студий Мюнхена и Парижа переносился в Россию. Русские художники, основатели студий ездили за границу не только учиться, но и знакомиться с деятельностью частных художественных студий.

Глава III - Студии 1899-1918 годов.
3.2 Студия К.Ф. Юона. В самом начале XX века в периодических изданиях Москвы стали появляться объявления: "Классы Рисования и Живописи. К.Ф. Юон и И.О. Дудин. Арбат, д. Общества Русских врачей кв. 1 подъезд с угла. Занятия ежедневно, днем и вечером."
В истории художественной жизни студия осталась за К.Ф. Юоном.
Особенностью Школы К.Ф. Юона было отсутствие курса, программы, рассчитанной на определенный срок. Все занимавшиеся распределялись по группам, и каждый, усвоивший задания ее, мог перейти в следующую, более подходящую по его успехам, достигнутым в зависимости от работоспособности и дарования. Справившиеся с рисунком с гипса могли перейти в натурный, независимо от успехов остальных учеников группы.
Основным требованием, которое предъявлял ученикам школы К.Ф. Юон, обязательной программой было свободное владение рисунком. Занятие им сочеталось с курсами анатомии и перспективы.
В студии К.Ф. Юона читали лекции по истории рисунка, сопровождая их показом репродукций с произведений старых мастеров и рассказами биографий художников. В программу входили систематические поездки на пейзажные этюды. Регулярно устраивались просмотры композиционных работ, причем автор мог не указывать фамилии. Не уверенный в своих силах, без стеснения участвовал, спокойно слушая критику, радуясь успехом и не страшась недочетов.
В помещении Школы организовывались выставки - ежемесячные и годовые. Существовала и своя библиотека, отвечая требованиям учителя, овладения не только рисунком, живописной культурой, но и обще-культурным развитием. В студии издавался и рукописный журнал. Устраивались художественные вечера и маскарады.

Гораздо позже Юон выпустил книгу: "О живописи", содержащую немало соображений, несомненно ставшей итогом художественной практики. Вот некоторые из ее замечаний: "Педагог, наплодивший многих себе подобных, по этой одной причине - плохой учитель. Печатный станок делает то же самое, но с еще большей точностью..." "Молодые художники, отдавая дань своим любимым учителям, должны стать НЕ ПОДРАЖАТЕЛЯМИ ИХ, А ПРОДОЛЖАТЕЛЯМИ " (выделено К.Ф. Юоном - Е.А.) И, пожалуй самое главное - "Неумелая непосредственность в искусстве дороже умелой посредственности..."1
Среди учеников студии К.Ф. Юона, существовавшей с 1900 по 1918 годы - В.И. Мухина, A.B. Куприн, В.А. Ватагин, В.А. Фаворский, И.Я. Гремиславский, Г.Б. Якулов, Н.Б. Терпсихоров, В.М. Домогацкий, архитекторы братья A.A. и В.А. Веснины, поэт С.М. Городецкий, Н.М. Щекотов, Н.Г. Машковцев...

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 15 дек 2017, 01:58

Продолжение.
Изучение деятельности студий периода 1899-1918 годов позволяет отметить, что их работа и задачи, вне зависимости от художественных пристрастий основателей студий состояло в сохранении основ школы.
Основателями студий указанного периода были художники - участники разных теоретических объединений. ...Все эти художники оказались едины в убеждении, проповедуя в своих художественных студиях одно: искусство не может существовать без умения.
Овладение основами мастерства - вот цель деятельности студий этого периода. При этой основе могли существовать свои нюансы преподавания, свои характерные моменты, но главное - дать основу умения. А дальше - дальше каждый пойдет своей дорогой, руководствуясь своими представлениями, возможностями.
Суммируя все встреченные сведения по ходу работы становится ясно: художники России получали свое образование весьма сложно. Путь его следовал в стены Академии Художеств, и лишь позже к ней прибавилось Училище Живописи Ваяния и Зодчества. Эти два учебных заведения были деянием государственным. По окончании Академии лучшие ее ученики отправлялись за границу: в Париж, в Италию. Художник, окончивший Училище, порой поступал затем в Академию, а потом его, случалось, отправляли или он сам ехал за границу. Где-то в 90-е годы XIX века выработалась даже определенная закономерность. Окончив Училище или Академию, художник продолжал свое образование за границей. Это становилось некоей системой. Совершенствовать школу академического рисунка - ехали в Мюнхен - к Холлоши или Ашбе. А школа живописи, считали, находилась - в Париже. Но самое начало пути художника осуществлялось в России в частной студии, других возможностей не было, и, при благополучии, заканчивалось в студии за границей. (Парижские студии назывались Академиями, но по-существу, они были студиями.)
Итак, в конце XIX века молодые русские художники образование получали следующим образом: сначала - ученики приходили в мастерские своих наставников-художников. Позже пристальное внимание к жизни Европы позволило им сделать некоторые наблюдения и выводы. Художники, отправляясь за границу, уже были заняты не только повышением своего мастерства и знакомством с европейской культурой, но и знакомством с программой и деятельностью художественных студий. Постепенно в России их тоже стали открывать русские художники. Открывали, чтобы передать умение, опыт, создать смену, приобщить к искусству, дать хотя бы начало художественного образования. Создавали не только для подготовки художника, но чтобы расширить в русском обществе ниву приобщенных к искусству, его ценящих, любящих, понимающих, готовых к восприятию.
По-разному складывалась судьба кончивших студии, для многих они оказывались подготовкой к продолжению обучения в Училище Живописи или Академии, иные просто оставались людьми, узнавшими и полюбившими искусство. А третьи, если не продолжали образования, находили себе применение в прикладных искусствах, украшая быт России.(!!!)
Значение студий, их истинное значение и бесспорное величие заключается прежде всего в проявлении их создателями частной инициативы. Как правило, студии открывали и вели художники, уже получившие признание, высококвалифицированные в художественном отношении мастера.
Охват людей художественными студиями в рассматриваемый период 1880-1910-ые годы был значительным, лишенным особой избирательности. Примечателен и тот факт, что возраст учеников для большинства студий не являлся определяющим, учили всех, кто изъявлял желание и серьезное отношение к делу. Студии ставили и разрешали задачу: умением, приобретенным в их стенах, дать возможность заработка окончившим.
Частные художественные студии периода 1900-1918 годов интересны разнообразием профессиональных пристрастий художников-организаторов. Этот период жизни России характерен огромным числом различных группировок и объединений. Собранный материал позволяет сделать вывод: художники в собственном творчестве могли стоять на различных позициях, но в деле художественного образования, становления мастерства - были едины. Представитель Товарищества Передвижных Художественных Выставок - В.Н. Мешков, члены "Союза Русских Художников" - С.Ю. Жуковский и К.Ф. Юон, участник объединения Московского Товарищества Художников - В.Н. Мешков и Ф.И. Рерберг, "Бубнового Валета" - И.И. Машков. Все эти художники (приведены лишь несколько фамилий) в деятельности своих художественных студий проповедовали одно: искусство не может существовать без умения, а умение - это "школа", которую необходимо пройти. Поэтому у себя в студии обучали основам школы, чтобы могло существовать искусство.
Основой творчества художника является владение прежде всего рисунком, верность традициям, выработанным реалистической школой искусства. Чтобы сохранить художественную культуру, считало поколение мастеров изобразительного искусства указанного периода, надо молодым давать в руки умение - "школу." Причем стоять на страже основ "школы" надо незыблемо, не отступая, не делая никаких поблажек.
Именно этой верностью систематическим распространением среди своих учеников основ школы и определяется место в художественной жизни общества частных художественных студий.
Своим трудом они множили число людей, причастных к искусству. Художники заботились о сохранении "школы", как основы творчества, тем самым поднимая искусство на определенную высоту. Само создание среды, не чуждой искусств, и давало взлет, поднимало художественный уровень общества. Как уже было сказано, далеко не все ученики студий становились самостоятельными художниками. Но и они, окончившие студии, влияли на художественную атмосферу, и вместе с теми, кто шел дальше, возводили студии в ранг явления художественной жизни.
Последний раз редактировалось ipsilon1 15 дек 2017, 02:23, всего редактировалось 1 раз.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение ipsilon1 » 15 дек 2017, 02:18

tata64, продолжу и отвечу завтра. Но из приведенного выше, полагаю, кое-что уже ясно ^% .

НитьАриадны
Любитель платков
Любитель платков
Сообщения: 242
Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 11:22
Откуда: Уездный город

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение НитьАриадны » 15 дек 2017, 21:01

tata64 писал(а):ipsilon1, спасибо за пополнение темы! ^%

Тоже вчера разбиралась с этой студией.))) Вот на такие моменты хочу обратить внимание.
Л.С. Шаховская родилась в 1904 году. Получается, на момент закрытия студии ей всего 14 лет. А начала заниматься она еще более молодой девушкой. Практически ребенком. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что остальные ученики этой студии были гораздо старше. Не знаю, как интерпретировать этот факт. Но, думаю, эти занятия дали Л.С. Шаховской первичную художественную подготовку. Вряд ли их можно считать полноценным художественным образованием.

Еще момент, который хотела бы для себя прояснить. Студия Юона действовала при Пречистенских курсах.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1 ... 1%81%D1%8B

Это важно. В 1914 году, когда помещение Пречистенских курсов было занято под лазарет, занятия по рисованию в это время проводились в другом помещении — в гимназии Поповой на Знаменке. Напомню, что это гимназия, в которой учились Стерлиговы. И, как мне кажется, логично предположить, училась и Л.С. Шаховская - но это предположение нуждается в проверке.

Пытаюсь как-то логически обосновать для себя - почему столь юная девушка училась на взрослых курсах.))

Кроме гимназии и этих курсов - об образовании Л.С. Шаховской ничего неизвестно. Думается, ей не удалось его получить из-за смерти матери. А отец умер еще раньше. Ее настоящим образованием стал тот культурный запас, который она получила в семье. Ну и гимназия, где она училась, - а ведь революция застала ее где-то на середине гимназического обучения - тоже была одна из лучших в стране. Остальное - талант, характер и самообразование. Мне так видится.
Нашла интересный материал о гимназиях
http://www.moscowtorgi.ru/news/istoki/434/


Кстати,из текста:
Первую в Москве женскую частную гимназию открыла Софья Николаевна Фишер (род. 1836), поставившая перед собой задачу создать такую школу для девочек, которая по программе ни в чем не уступала бы мужской. Ее начинание поддержали Катков и Леонтьев, и в 1872 году гимназия Фишер открылась. Вскоре, несмотря на высокую плату, она стала очень популярна. Тем более что успехи «фишеровок» были очевидны – их работы были отмечены даже на Парижской выставке 1878 года.
Именно эту гимназию закончила одна из Шаховских(ШАХОВСКАЯ Александра (Мариамна) Львовна.Родилась в 1883 в Москве. Княжна. Окончила гимназию Фишера.)

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Сообщение tata64 » 15 дек 2017, 21:29

НитьАриадны, спасибо! ^% Интересно!

Ответить

Вернуться в «О художниках»