о Павловском Посаде и художниках

Ответить
Anonymous

о Павловском Посаде и художниках

Сообщение Anonymous » 02 окт 2009, 01:46

А вот еще интересная сноска о Павловском Посаде и художниках.http://www.mosoblonline.ru/upload/att/2 ... 140604.pdf

Anonymous

Re: о Павловском Посаде и художниках

Сообщение Anonymous » 02 окт 2009, 01:58

Народные промыслы
СО СТАРИННОЙ
СКАЗКОЙ СХОЖИ…
Старинный русский город Павловский
Посад, находящийся не так далеко от Ре-
утова, раскинулся на живописном берегу
реки Клязьмы. И всюду, где бы вы там не
побывали, будь это местный краеведче-
ский музей или городской выставочный
зал, вам обязательно расскажут об исто-
рии Вохонского и Богородского краев, о
его жителях, среди которых герой войны
1812 года Герасим Курин, космонавт
Валерий Быковский, актер Вячеслав
Тихонов, и, конечно, о знаменитых на
весь мир павловских платках. Истоки узорного ткачества – одного
из древнейших видов искусства
– уходят своими корнями в далекое
прошлое. Уже в середине восемнадцатого
столетия местные крестьяне вырабатыва-
ли узорные платки и шали с кистями. Эти
традиции получили блестящее развитие в
красочном набивном павловском платке
– одном из ярких воплощений русского
декоративного творчества.
С 1775 года их начинают производить на
небольшом шелкоткацком заведении кре-
стьянина И.Д. Лабзина, положившем начало
современной «Павловопосадской платочной
мануфактуре». Само производство пред-
ставляло в то время небольшую светелку с
десятью работницами.
В 1868 году это было уже крупное пред-
приятие, на котором трудилось свыше 1200
человек. Называлось оно «Торговый дом
Я. Лабзина и В. Грязнова», а в 1892 году было
преобразовано в товарищество.
Кстати, не так давно Василий Грязнов
причислен к лику святых, и его мощи нахо-
дятся в местном Покровско-Васильевском
храме. Следует также напомнить, что пав-
ловские платки были широко известны уже
в середине девятнадцатого века и неодно-
кратно завоевывали медали на выставках
и ярмарках дореволюционной России, а
в 1881 году Яков Лабзин получил звание
поставщика Государыни Великой Княгини
Александры Петровны «с правом иметь на
вывеске вензелевое изображение Имени Ея
Императорского Высочества».
В годы Советской власти предприятие
преобразовывается в Старопавловскую
фабрику, а в 1963 году получает статус
объединения.
Что же представляет собой сегодня пла-
точное производство? Знакомство с ним
лучше начать с магазина, где выставлены
образцы его продукции. А их здесь более
трехсот. Покупатели приезжают отовсю-
ду, встречаются среди них и оптовые, но
большинство людей приобретает платки в
подарок родственникам. Продавцы всегда
дадут правильный совет, помогут сориен-
тироваться в выборе.
На само предприятие, ныне именуемое
ОАО «Павловопосадская платочная ма-
нуфактура», попасть не так-то просто. В
секретариате сразу же обращаю внимание
на висящую фотографию, на которой изо-
бражен генеральный директор В.С. Стулов
вместе с Президентом РФ В.В. Путиным.
Здесь же получаю информацию, что Ва-
лентин Сергеевич принял производство в
1995-м, в период, когда фабрика находилась
на грани закрытия. Сейчас здесь трудятся
600 человек, и год от года, пусть незначи-
тельно, но все же увеличиваются как объемы
выпускаемой продукции, так и численность
коллектива.
А вот и сам Валентин Сергеевич вместе
со своим заместителем В.Г. Долговым.
Они не сидят в кабинете всё время, а посе-
щают цехи. Просты, доступны в общении.
Узнав о цели моего визита и просмотрев
газету «Реут», мне дают «добро» пройти в
производственные помещения, чтобы рас-
сказать читателям о том, как же создаются
настоящие шедевры русского народного
творчества – павловские шали.
На предприятии все профессии важны,
и все же первый штрих в появлении платка
на свет вносит художник. Их здесь не так
уж и много – 10 человек, каждый по-своему
талантлив. На работу на это место берут
далеко не каждого. Поскольку художников по
росписи платков нигде не готовят, худсовет,
прежде, чем принять в свой коллектив вы-
пускников промышленно-художественных
вузов, подолгу знакомится с творчеством
претендента.
Кто же все-таки попадает в эту когорту?
Чтобы ответить на поставленный вопрос,
лучше встретиться с самим художником.
И т а к , з н а к о м ьт е с ь , о д н а и з н и х –
Е.Н. Литвинова. «Утренний свет», «Камелия»,
«Музыка весны», «Поэма» – вот неполный
перечень её работ. Рисовать начала уже в
трехлетнем возрасте. Будучи школьницей
Лена любила смотреть по телевизору «Клуб
кинопутешествий», после чего увиденные
на экране моря и пальмы из дальних стран
сразу же кистью и акварелью переносила
на бумагу. Несмотря на то, что родители
девочки из далекого донецкого города Кон-
стантиновка – люди, далекие от искусства:
отец – рабочий, мать – медсестра, они,
заметив неординарные способности дочери, сделали все, чтобы Лена продолжала
заниматься живописью. Они посоветовали
пойти в местную изостудию, покупали ей
книги об искусстве, а когда мама привезла
дочь в Москву и они посетили Третьяковку,
Елена твердо определила для себя выбор
будущей профессии.
После окончания школы девушка вновь
оказалась в столице, правда, на этот раз в
качестве ткачихи, работающей по лимиту, но
твердо шла к намеченной цели. Она уделяла
рисованию много свободного времени и
училась у таких опытных мастеров, как Вик-
тор Макаров, заслуженный художник РСФСР
Н.И. Федоров. Советы этих людей очень
пригодились, и рисунок девушки понра-
вился членам приемной комиссии факуль-
тета прикладного искусства текстильного
института. А затем… пять лет студенчества
– и работа по специальности в Павловском
Посаде.На платочную мануфактуру Елена
Николаевна пришла в 2002 году.
Человеку, не имеющему прямого отно-
шения к искусству, трудно представить
как работают художники, каким образом
появляются на свет их творения, и поэтому
я свой вопрос переадресовал собесед-
нице.
– Делаю зарисовки цветов, листьев, ри-
сунков получается много, – рассказывает
Е.Н. Литвинова, – затем лучшие из них отби-
раю, просматриваю. Они и являются моим
материалом для композиций, из которых
потом складывается рисунок. Но по-разному
бывает: что-то получается сразу, что-то нет.
Вот тогда-то я и начинаю вглядываться в
свои старые работы, вспоминаю напутствия
институтских преподавателей В. Козлова,
Т.А. Корневой, которые мне очень помогают
и по сей день.
Кстати, биографии художников пред-
приятия очень во многом схожи: здесь нет
династий, многие из других городов, все
начали рисовать ещё в детстве, и каждый
занимается любимым делом. Встреча с художником Т.П. Сухаревской
на выставке её работ летом прошлого
года лишний раз доказывает пра-
вильность моих слов. Профессии родителей
Татьяны Павловны также далеки от искусства.
Т.П. Сухаревская тоже рисует с детства, разри-
совывала ученические тетрадки цветочками,
и рисунки получались настолько красивыми,
что никто из учителей даже не делал девочке
замечаний. Неоднократные поездки в Москву
и посещения Третьяковки также сделали свое
дело в её выборе профессии.
Помощником художника на предприятии
считается колорист – мастер, ведающий
приготовлением красок, а их иной раз при-
меняется до 40 оттенков, и нанесением их на
ткани. Поскольку при изготовлении каждого
платка используется от 20 до 30 шаблонов,
колорист и решает, где краска должна про-
ступать через сито, где – нет. Он определяет
лицо платка, решает, в каких пропорциях
будет напечатано изделие.
А тем временем текстильщики из ткац-
кого и отделочного цехов готовят тканевые
полотна, на которые потом печатники пере-
несут сделанный художником рисунок.
Кстати, уникальность «Павловопосадской
платочной мануфактуры» заключается ещё
и в том, что здесь выпускаемые изделия
проходят всю технологическую цепочку, т.е.
от нулевого цикла и до конечного результата.
Исключение составляют лишь товары из
шелка, который закупают в Китае.
А после того, как ткань с уже готовым
рисунком разрежут, отсортируют, закре-
пят на ней краситель, будущий платок от-
правят в швейный цех, где опытные работ-
ницы подвяжут кисти, сделают обсыпку,
подрубку. А затем – склад и магазин.
Расспрашивая о производственных
процессах, я поинтересовался, платки с
каким рисунком пользуются наибольшим
спросом среди покупателей, и есть ли здесь
рекордсмены – изделия, стоящие на потоке
несколько десятилетий.
– Конечно, изучаем спрос, – отвечает
на мой вопрос начальник отдела рекла-
мы ОАО «Павловопосадской платочной
мануфактуры», главный редактор газет
«Посадъ» и «Старопавловской газеты»
Е.А. Обухов, – и я скажу так: делать какие-
то выводы не берусь, каждая шаль хороша
по-своему, и бывают случаи: выпускаем
определенный платок, сняли с произ-
водства, а прошло лет этак несколько, и
забытое изделие снова появляется в магазинах. Чтобы убедить ваших читателей
в правильности моих слов, приведу один
весьма интересный факт. После длитель-
ного перерыва мануфактура вернулась
к выпуску платка «Молитва», на котором
изображенный рисунок написан 100 лет
назад и, восстановленный нами, принад-
лежит предположительно кисти нашего
художника К.Е. Аболихина.
– Отыскивать такие раритеты, – продол-
жил Евгений Алексеевич, – нам помогают
работники мануфактуры, каждый из которых
– патриот своего дела. Обнаружат что-то
дома и сразу же приносят на фабрику, по-
казывают находку специалистам.
В музее хранится платок с четкой печа-
тью «Я. Лабзин, 1888 год», безвозмездно
подаренный предприятию членом Союза
художников СССР, заслуженным худож-
ником России, лауреатом Госпремии им.
И.Е. Репина Е.П. Регуновой.
Попав на платочную мануфактуру и побе-
седовав с людьми, можно еще долго расска-
зывать о павловских шалях. За их создание
получено столько наград, как российского,
так и международного уровня, что трудно
сосчитать. Платки прославили город, считаются
его символом, не случайно, навер-
ное, каждая приезжающая в Пав-
ловский Посад артистка получает в подарок
сувенир – необыкновенной красоты шаль.
И очень отрадно, что этот народный
промысел не канул в Лету, а предприятие,
несмотря на все трудности и невзгоды 90-х,
выстояло, и сегодня, как 100 и 200 лет тому
назад, девичьи и женские плечи по-прежне-
му украшают павловские платки.
Над Клязьмою старинною
Плывет молва былинная
О подмосковном городке,
И всем повсюду нравится
Узор, который славится
На нашем павловском платке.
Местный поэт В. Купцов,
мой бывший школьный учитель.
Александр УГЛОВ.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: о Павловском Посаде и художниках

Сообщение argon » 03 окт 2009, 18:06

Inga писал(а):А вот еще интересная сноска о Павловском Посаде и художниках.http://www.mosoblonline.ru/upload/att/2 ... 140604.pdf
Большое спасибо!
По поводу Елены Литвиновой: восхищена тем, как она шла к цели!
здесь нет династий
А как же Постиговы :D ? Правда давно это было...

Anonymous

Re: о Павловском Посаде и художниках

Сообщение Anonymous » 04 окт 2009, 03:12

Пожалуйста! :) По поводу династий автор статьи имел ввиду,наверное,настоящее время.Может в будущем они появятся.

Sania
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 1791
Зарегистрирован: 23 апр 2009, 04:01
Откуда: Томск

Re: о Павловском Посаде и художниках

Сообщение Sania » 20 окт 2009, 12:42

Статья "Цветастые послания на девичьих плечах" в газете "Тюменские известия":
http://www.t-i.ru/article/10924/

Ответить

Вернуться в «О художниках»