о Павловском Посаде и художниках
о Павловском Посаде и художниках
А вот еще интересная сноска о Павловском Посаде и художниках.http://www.mosoblonline.ru/upload/att/2 ... 140604.pdf
Re: о Павловском Посаде и художниках
Народные промыслы
СО СТАРИННОЙ
СКАЗКОЙ СХОЖИ…
Старинный русский город Павловский
Посад, находящийся не так далеко от Ре-
утова, раскинулся на живописном берегу
реки Клязьмы. И всюду, где бы вы там не
побывали, будь это местный краеведче-
ский музей или городской выставочный
зал, вам обязательно расскажут об исто-
рии Вохонского и Богородского краев, о
его жителях, среди которых герой войны
1812 года Герасим Курин, космонавт
Валерий Быковский, актер Вячеслав
Тихонов, и, конечно, о знаменитых на
весь мир павловских платках. Истоки узорного ткачества – одного
из древнейших видов искусства
– уходят своими корнями в далекое
прошлое. Уже в середине восемнадцатого
столетия местные крестьяне вырабатыва-
ли узорные платки и шали с кистями. Эти
традиции получили блестящее развитие в
красочном набивном павловском платке
– одном из ярких воплощений русского
декоративного творчества.
С 1775 года их начинают производить на
небольшом шелкоткацком заведении кре-
стьянина И.Д. Лабзина, положившем начало
современной «Павловопосадской платочной
мануфактуре». Само производство пред-
ставляло в то время небольшую светелку с
десятью работницами.
В 1868 году это было уже крупное пред-
приятие, на котором трудилось свыше 1200
человек. Называлось оно «Торговый дом
Я. Лабзина и В. Грязнова», а в 1892 году было
преобразовано в товарищество.
Кстати, не так давно Василий Грязнов
причислен к лику святых, и его мощи нахо-
дятся в местном Покровско-Васильевском
храме. Следует также напомнить, что пав-
ловские платки были широко известны уже
в середине девятнадцатого века и неодно-
кратно завоевывали медали на выставках
и ярмарках дореволюционной России, а
в 1881 году Яков Лабзин получил звание
поставщика Государыни Великой Княгини
Александры Петровны «с правом иметь на
вывеске вензелевое изображение Имени Ея
Императорского Высочества».
В годы Советской власти предприятие
преобразовывается в Старопавловскую
фабрику, а в 1963 году получает статус
объединения.
Что же представляет собой сегодня пла-
точное производство? Знакомство с ним
лучше начать с магазина, где выставлены
образцы его продукции. А их здесь более
трехсот. Покупатели приезжают отовсю-
ду, встречаются среди них и оптовые, но
большинство людей приобретает платки в
подарок родственникам. Продавцы всегда
дадут правильный совет, помогут сориен-
тироваться в выборе.
На само предприятие, ныне именуемое
ОАО «Павловопосадская платочная ма-
нуфактура», попасть не так-то просто. В
секретариате сразу же обращаю внимание
на висящую фотографию, на которой изо-
бражен генеральный директор В.С. Стулов
вместе с Президентом РФ В.В. Путиным.
Здесь же получаю информацию, что Ва-
лентин Сергеевич принял производство в
1995-м, в период, когда фабрика находилась
на грани закрытия. Сейчас здесь трудятся
600 человек, и год от года, пусть незначи-
тельно, но все же увеличиваются как объемы
выпускаемой продукции, так и численность
коллектива.
А вот и сам Валентин Сергеевич вместе
со своим заместителем В.Г. Долговым.
Они не сидят в кабинете всё время, а посе-
щают цехи. Просты, доступны в общении.
Узнав о цели моего визита и просмотрев
газету «Реут», мне дают «добро» пройти в
производственные помещения, чтобы рас-
сказать читателям о том, как же создаются
настоящие шедевры русского народного
творчества – павловские шали.
На предприятии все профессии важны,
и все же первый штрих в появлении платка
на свет вносит художник. Их здесь не так
уж и много – 10 человек, каждый по-своему
талантлив. На работу на это место берут
далеко не каждого. Поскольку художников по
росписи платков нигде не готовят, худсовет,
прежде, чем принять в свой коллектив вы-
пускников промышленно-художественных
вузов, подолгу знакомится с творчеством
претендента.
Кто же все-таки попадает в эту когорту?
Чтобы ответить на поставленный вопрос,
лучше встретиться с самим художником.
И т а к , з н а к о м ьт е с ь , о д н а и з н и х –
Е.Н. Литвинова. «Утренний свет», «Камелия»,
«Музыка весны», «Поэма» – вот неполный
перечень её работ. Рисовать начала уже в
трехлетнем возрасте. Будучи школьницей
Лена любила смотреть по телевизору «Клуб
кинопутешествий», после чего увиденные
на экране моря и пальмы из дальних стран
сразу же кистью и акварелью переносила
на бумагу. Несмотря на то, что родители
девочки из далекого донецкого города Кон-
стантиновка – люди, далекие от искусства:
отец – рабочий, мать – медсестра, они,
заметив неординарные способности дочери, сделали все, чтобы Лена продолжала
заниматься живописью. Они посоветовали
пойти в местную изостудию, покупали ей
книги об искусстве, а когда мама привезла
дочь в Москву и они посетили Третьяковку,
Елена твердо определила для себя выбор
будущей профессии.
После окончания школы девушка вновь
оказалась в столице, правда, на этот раз в
качестве ткачихи, работающей по лимиту, но
твердо шла к намеченной цели. Она уделяла
рисованию много свободного времени и
училась у таких опытных мастеров, как Вик-
тор Макаров, заслуженный художник РСФСР
Н.И. Федоров. Советы этих людей очень
пригодились, и рисунок девушки понра-
вился членам приемной комиссии факуль-
тета прикладного искусства текстильного
института. А затем… пять лет студенчества
– и работа по специальности в Павловском
Посаде.На платочную мануфактуру Елена
Николаевна пришла в 2002 году.
Человеку, не имеющему прямого отно-
шения к искусству, трудно представить
как работают художники, каким образом
появляются на свет их творения, и поэтому
я свой вопрос переадресовал собесед-
нице.
– Делаю зарисовки цветов, листьев, ри-
сунков получается много, – рассказывает
Е.Н. Литвинова, – затем лучшие из них отби-
раю, просматриваю. Они и являются моим
материалом для композиций, из которых
потом складывается рисунок. Но по-разному
бывает: что-то получается сразу, что-то нет.
Вот тогда-то я и начинаю вглядываться в
свои старые работы, вспоминаю напутствия
институтских преподавателей В. Козлова,
Т.А. Корневой, которые мне очень помогают
и по сей день.
Кстати, биографии художников пред-
приятия очень во многом схожи: здесь нет
династий, многие из других городов, все
начали рисовать ещё в детстве, и каждый
занимается любимым делом. Встреча с художником Т.П. Сухаревской
на выставке её работ летом прошлого
года лишний раз доказывает пра-
вильность моих слов. Профессии родителей
Татьяны Павловны также далеки от искусства.
Т.П. Сухаревская тоже рисует с детства, разри-
совывала ученические тетрадки цветочками,
и рисунки получались настолько красивыми,
что никто из учителей даже не делал девочке
замечаний. Неоднократные поездки в Москву
и посещения Третьяковки также сделали свое
дело в её выборе профессии.
Помощником художника на предприятии
считается колорист – мастер, ведающий
приготовлением красок, а их иной раз при-
меняется до 40 оттенков, и нанесением их на
ткани. Поскольку при изготовлении каждого
платка используется от 20 до 30 шаблонов,
колорист и решает, где краска должна про-
ступать через сито, где – нет. Он определяет
лицо платка, решает, в каких пропорциях
будет напечатано изделие.
А тем временем текстильщики из ткац-
кого и отделочного цехов готовят тканевые
полотна, на которые потом печатники пере-
несут сделанный художником рисунок.
Кстати, уникальность «Павловопосадской
платочной мануфактуры» заключается ещё
и в том, что здесь выпускаемые изделия
проходят всю технологическую цепочку, т.е.
от нулевого цикла и до конечного результата.
Исключение составляют лишь товары из
шелка, который закупают в Китае.
А после того, как ткань с уже готовым
рисунком разрежут, отсортируют, закре-
пят на ней краситель, будущий платок от-
правят в швейный цех, где опытные работ-
ницы подвяжут кисти, сделают обсыпку,
подрубку. А затем – склад и магазин.
Расспрашивая о производственных
процессах, я поинтересовался, платки с
каким рисунком пользуются наибольшим
спросом среди покупателей, и есть ли здесь
рекордсмены – изделия, стоящие на потоке
несколько десятилетий.
– Конечно, изучаем спрос, – отвечает
на мой вопрос начальник отдела рекла-
мы ОАО «Павловопосадской платочной
мануфактуры», главный редактор газет
«Посадъ» и «Старопавловской газеты»
Е.А. Обухов, – и я скажу так: делать какие-
то выводы не берусь, каждая шаль хороша
по-своему, и бывают случаи: выпускаем
определенный платок, сняли с произ-
водства, а прошло лет этак несколько, и
забытое изделие снова появляется в магазинах. Чтобы убедить ваших читателей
в правильности моих слов, приведу один
весьма интересный факт. После длитель-
ного перерыва мануфактура вернулась
к выпуску платка «Молитва», на котором
изображенный рисунок написан 100 лет
назад и, восстановленный нами, принад-
лежит предположительно кисти нашего
художника К.Е. Аболихина.
– Отыскивать такие раритеты, – продол-
жил Евгений Алексеевич, – нам помогают
работники мануфактуры, каждый из которых
– патриот своего дела. Обнаружат что-то
дома и сразу же приносят на фабрику, по-
казывают находку специалистам.
В музее хранится платок с четкой печа-
тью «Я. Лабзин, 1888 год», безвозмездно
подаренный предприятию членом Союза
художников СССР, заслуженным худож-
ником России, лауреатом Госпремии им.
И.Е. Репина Е.П. Регуновой.
Попав на платочную мануфактуру и побе-
седовав с людьми, можно еще долго расска-
зывать о павловских шалях. За их создание
получено столько наград, как российского,
так и международного уровня, что трудно
сосчитать. Платки прославили город, считаются
его символом, не случайно, навер-
ное, каждая приезжающая в Пав-
ловский Посад артистка получает в подарок
сувенир – необыкновенной красоты шаль.
И очень отрадно, что этот народный
промысел не канул в Лету, а предприятие,
несмотря на все трудности и невзгоды 90-х,
выстояло, и сегодня, как 100 и 200 лет тому
назад, девичьи и женские плечи по-прежне-
му украшают павловские платки.
Над Клязьмою старинною
Плывет молва былинная
О подмосковном городке,
И всем повсюду нравится
Узор, который славится
На нашем павловском платке.
Местный поэт В. Купцов,
мой бывший школьный учитель.
Александр УГЛОВ.
СО СТАРИННОЙ
СКАЗКОЙ СХОЖИ…
Старинный русский город Павловский
Посад, находящийся не так далеко от Ре-
утова, раскинулся на живописном берегу
реки Клязьмы. И всюду, где бы вы там не
побывали, будь это местный краеведче-
ский музей или городской выставочный
зал, вам обязательно расскажут об исто-
рии Вохонского и Богородского краев, о
его жителях, среди которых герой войны
1812 года Герасим Курин, космонавт
Валерий Быковский, актер Вячеслав
Тихонов, и, конечно, о знаменитых на
весь мир павловских платках. Истоки узорного ткачества – одного
из древнейших видов искусства
– уходят своими корнями в далекое
прошлое. Уже в середине восемнадцатого
столетия местные крестьяне вырабатыва-
ли узорные платки и шали с кистями. Эти
традиции получили блестящее развитие в
красочном набивном павловском платке
– одном из ярких воплощений русского
декоративного творчества.
С 1775 года их начинают производить на
небольшом шелкоткацком заведении кре-
стьянина И.Д. Лабзина, положившем начало
современной «Павловопосадской платочной
мануфактуре». Само производство пред-
ставляло в то время небольшую светелку с
десятью работницами.
В 1868 году это было уже крупное пред-
приятие, на котором трудилось свыше 1200
человек. Называлось оно «Торговый дом
Я. Лабзина и В. Грязнова», а в 1892 году было
преобразовано в товарищество.
Кстати, не так давно Василий Грязнов
причислен к лику святых, и его мощи нахо-
дятся в местном Покровско-Васильевском
храме. Следует также напомнить, что пав-
ловские платки были широко известны уже
в середине девятнадцатого века и неодно-
кратно завоевывали медали на выставках
и ярмарках дореволюционной России, а
в 1881 году Яков Лабзин получил звание
поставщика Государыни Великой Княгини
Александры Петровны «с правом иметь на
вывеске вензелевое изображение Имени Ея
Императорского Высочества».
В годы Советской власти предприятие
преобразовывается в Старопавловскую
фабрику, а в 1963 году получает статус
объединения.
Что же представляет собой сегодня пла-
точное производство? Знакомство с ним
лучше начать с магазина, где выставлены
образцы его продукции. А их здесь более
трехсот. Покупатели приезжают отовсю-
ду, встречаются среди них и оптовые, но
большинство людей приобретает платки в
подарок родственникам. Продавцы всегда
дадут правильный совет, помогут сориен-
тироваться в выборе.
На само предприятие, ныне именуемое
ОАО «Павловопосадская платочная ма-
нуфактура», попасть не так-то просто. В
секретариате сразу же обращаю внимание
на висящую фотографию, на которой изо-
бражен генеральный директор В.С. Стулов
вместе с Президентом РФ В.В. Путиным.
Здесь же получаю информацию, что Ва-
лентин Сергеевич принял производство в
1995-м, в период, когда фабрика находилась
на грани закрытия. Сейчас здесь трудятся
600 человек, и год от года, пусть незначи-
тельно, но все же увеличиваются как объемы
выпускаемой продукции, так и численность
коллектива.
А вот и сам Валентин Сергеевич вместе
со своим заместителем В.Г. Долговым.
Они не сидят в кабинете всё время, а посе-
щают цехи. Просты, доступны в общении.
Узнав о цели моего визита и просмотрев
газету «Реут», мне дают «добро» пройти в
производственные помещения, чтобы рас-
сказать читателям о том, как же создаются
настоящие шедевры русского народного
творчества – павловские шали.
На предприятии все профессии важны,
и все же первый штрих в появлении платка
на свет вносит художник. Их здесь не так
уж и много – 10 человек, каждый по-своему
талантлив. На работу на это место берут
далеко не каждого. Поскольку художников по
росписи платков нигде не готовят, худсовет,
прежде, чем принять в свой коллектив вы-
пускников промышленно-художественных
вузов, подолгу знакомится с творчеством
претендента.
Кто же все-таки попадает в эту когорту?
Чтобы ответить на поставленный вопрос,
лучше встретиться с самим художником.
И т а к , з н а к о м ьт е с ь , о д н а и з н и х –
Е.Н. Литвинова. «Утренний свет», «Камелия»,
«Музыка весны», «Поэма» – вот неполный
перечень её работ. Рисовать начала уже в
трехлетнем возрасте. Будучи школьницей
Лена любила смотреть по телевизору «Клуб
кинопутешествий», после чего увиденные
на экране моря и пальмы из дальних стран
сразу же кистью и акварелью переносила
на бумагу. Несмотря на то, что родители
девочки из далекого донецкого города Кон-
стантиновка – люди, далекие от искусства:
отец – рабочий, мать – медсестра, они,
заметив неординарные способности дочери, сделали все, чтобы Лена продолжала
заниматься живописью. Они посоветовали
пойти в местную изостудию, покупали ей
книги об искусстве, а когда мама привезла
дочь в Москву и они посетили Третьяковку,
Елена твердо определила для себя выбор
будущей профессии.
После окончания школы девушка вновь
оказалась в столице, правда, на этот раз в
качестве ткачихи, работающей по лимиту, но
твердо шла к намеченной цели. Она уделяла
рисованию много свободного времени и
училась у таких опытных мастеров, как Вик-
тор Макаров, заслуженный художник РСФСР
Н.И. Федоров. Советы этих людей очень
пригодились, и рисунок девушки понра-
вился членам приемной комиссии факуль-
тета прикладного искусства текстильного
института. А затем… пять лет студенчества
– и работа по специальности в Павловском
Посаде.На платочную мануфактуру Елена
Николаевна пришла в 2002 году.
Человеку, не имеющему прямого отно-
шения к искусству, трудно представить
как работают художники, каким образом
появляются на свет их творения, и поэтому
я свой вопрос переадресовал собесед-
нице.
– Делаю зарисовки цветов, листьев, ри-
сунков получается много, – рассказывает
Е.Н. Литвинова, – затем лучшие из них отби-
раю, просматриваю. Они и являются моим
материалом для композиций, из которых
потом складывается рисунок. Но по-разному
бывает: что-то получается сразу, что-то нет.
Вот тогда-то я и начинаю вглядываться в
свои старые работы, вспоминаю напутствия
институтских преподавателей В. Козлова,
Т.А. Корневой, которые мне очень помогают
и по сей день.
Кстати, биографии художников пред-
приятия очень во многом схожи: здесь нет
династий, многие из других городов, все
начали рисовать ещё в детстве, и каждый
занимается любимым делом. Встреча с художником Т.П. Сухаревской
на выставке её работ летом прошлого
года лишний раз доказывает пра-
вильность моих слов. Профессии родителей
Татьяны Павловны также далеки от искусства.
Т.П. Сухаревская тоже рисует с детства, разри-
совывала ученические тетрадки цветочками,
и рисунки получались настолько красивыми,
что никто из учителей даже не делал девочке
замечаний. Неоднократные поездки в Москву
и посещения Третьяковки также сделали свое
дело в её выборе профессии.
Помощником художника на предприятии
считается колорист – мастер, ведающий
приготовлением красок, а их иной раз при-
меняется до 40 оттенков, и нанесением их на
ткани. Поскольку при изготовлении каждого
платка используется от 20 до 30 шаблонов,
колорист и решает, где краска должна про-
ступать через сито, где – нет. Он определяет
лицо платка, решает, в каких пропорциях
будет напечатано изделие.
А тем временем текстильщики из ткац-
кого и отделочного цехов готовят тканевые
полотна, на которые потом печатники пере-
несут сделанный художником рисунок.
Кстати, уникальность «Павловопосадской
платочной мануфактуры» заключается ещё
и в том, что здесь выпускаемые изделия
проходят всю технологическую цепочку, т.е.
от нулевого цикла и до конечного результата.
Исключение составляют лишь товары из
шелка, который закупают в Китае.
А после того, как ткань с уже готовым
рисунком разрежут, отсортируют, закре-
пят на ней краситель, будущий платок от-
правят в швейный цех, где опытные работ-
ницы подвяжут кисти, сделают обсыпку,
подрубку. А затем – склад и магазин.
Расспрашивая о производственных
процессах, я поинтересовался, платки с
каким рисунком пользуются наибольшим
спросом среди покупателей, и есть ли здесь
рекордсмены – изделия, стоящие на потоке
несколько десятилетий.
– Конечно, изучаем спрос, – отвечает
на мой вопрос начальник отдела рекла-
мы ОАО «Павловопосадской платочной
мануфактуры», главный редактор газет
«Посадъ» и «Старопавловской газеты»
Е.А. Обухов, – и я скажу так: делать какие-
то выводы не берусь, каждая шаль хороша
по-своему, и бывают случаи: выпускаем
определенный платок, сняли с произ-
водства, а прошло лет этак несколько, и
забытое изделие снова появляется в магазинах. Чтобы убедить ваших читателей
в правильности моих слов, приведу один
весьма интересный факт. После длитель-
ного перерыва мануфактура вернулась
к выпуску платка «Молитва», на котором
изображенный рисунок написан 100 лет
назад и, восстановленный нами, принад-
лежит предположительно кисти нашего
художника К.Е. Аболихина.
– Отыскивать такие раритеты, – продол-
жил Евгений Алексеевич, – нам помогают
работники мануфактуры, каждый из которых
– патриот своего дела. Обнаружат что-то
дома и сразу же приносят на фабрику, по-
казывают находку специалистам.
В музее хранится платок с четкой печа-
тью «Я. Лабзин, 1888 год», безвозмездно
подаренный предприятию членом Союза
художников СССР, заслуженным худож-
ником России, лауреатом Госпремии им.
И.Е. Репина Е.П. Регуновой.
Попав на платочную мануфактуру и побе-
седовав с людьми, можно еще долго расска-
зывать о павловских шалях. За их создание
получено столько наград, как российского,
так и международного уровня, что трудно
сосчитать. Платки прославили город, считаются
его символом, не случайно, навер-
ное, каждая приезжающая в Пав-
ловский Посад артистка получает в подарок
сувенир – необыкновенной красоты шаль.
И очень отрадно, что этот народный
промысел не канул в Лету, а предприятие,
несмотря на все трудности и невзгоды 90-х,
выстояло, и сегодня, как 100 и 200 лет тому
назад, девичьи и женские плечи по-прежне-
му украшают павловские платки.
Над Клязьмою старинною
Плывет молва былинная
О подмосковном городке,
И всем повсюду нравится
Узор, который славится
На нашем павловском платке.
Местный поэт В. Купцов,
мой бывший школьный учитель.
Александр УГЛОВ.
Re: о Павловском Посаде и художниках
Большое спасибо!Inga писал(а):А вот еще интересная сноска о Павловском Посаде и художниках.http://www.mosoblonline.ru/upload/att/2 ... 140604.pdf
По поводу Елены Литвиновой: восхищена тем, как она шла к цели!
А как же Постиговы ? Правда давно это было...здесь нет династий
Re: о Павловском Посаде и художниках
Пожалуйста! По поводу династий автор статьи имел ввиду,наверное,настоящее время.Может в будущем они появятся.
Re: о Павловском Посаде и художниках
Статья "Цветастые послания на девичьих плечах" в газете "Тюменские известия":
http://www.t-i.ru/article/10924/
http://www.t-i.ru/article/10924/