Конечно, не то имела в виду, как это увиделось Вам.
В любом произведении так или иначе присутствует народ, ибо герои не существуют вне своего времени и окружения. Иначе получаются мыльные оперы с бесконечными розовыми соплями на один день. Ведь не просто так не теряют актуальности Дон Кихот, Война и мир или Тихий Дон. «Кармен», конечно, не «Жизнь за царя» или «Борис Годунов», но тем не менее. Кармен такая же часть народа Испании, как и баск Хосе, и андалузец Эскамильо. Испанию вообще считают примером мирного сосуществования разных народов. И сейчас признают, что цыгане смогли более-менее влиться в общество, в отличие от остальной Европы.
Но это все явилось результатом долгого пути, представлявшего собой непрерывную череду войн с античных времен. Завоевание маврами, Реконкиста, постоянные внутренние распри, костры инквизиции. Потому и расплодилась масса всякого лихого народа, везде бродили шайки разбойников, контрабандисты и пр. И они ведь жили не изолированно, а среди остального населения, кто-то их покрывал, кто-то готов был продать властям за вознаграждение. И при полной опасностей жизни вне закона смерть в этих сообществах была обыденным делом, но на смену выбывшим прибывали вновь обращенные, которые еще недавно были нормальными людьми. Не было четкой границы между жизнью в законе и вне его, и в новелле все это есть.
И коррида получила распространение на Иберийском полуострове не просто так. Имея истоки в бронзовом веке, при иберах, к концу XV века, то есть завершению Реконкисты и объединения Испании, она становится развлечением благородного сословия. Те, кто ещё недавно бились с маврами, снова могли испытать себя на арене. В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники
Писали тут, что испанцы злятся, когда Испанию с корридой ассоциируют, как русских с балалайкой.
Не знаю, кто там злится. Не кто-нибудь, а король Хуан Карлос заявил, что день, когда Брюссель запретит корриду, станет последним днем пребывания Испании в Евросоюзе. В 2013 году в Испании принят закон, признавший бой быков «неоспоримым нематериальным культурным наследием Испании», после чего Конституционный суд Испании отменил решение о запрете корриды в Каталонии, принятое каталонским парламентом в 2012 году.
Поэтому, говоря о готовности к убийству, имела в виду не готовность крушить все вокруг без разбора. Люди разные, и готовность тоже разная – для кого-то – встать на защиту дома, города, страны, а для окружения Кармен – походя пристрелить раненого товарища.
Пока в теме про «Испанский» копала информацию, столько примеров узнала, когда, совсем в недавнем прошлом, на борьбу с французами поднялись даже женщины и дети, и теперь это стало праздником, каждый год проводятся реконструкции тех событий. Ну ведь не откажешь испанцам в смелости и отваге. И современные их развлечения весьма показательны. У испанцев есть еще один обычай похлеще корриды, энсьерро. И оно распространено повсеместно, особенно в сельской местности.
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1394/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0 ... 1%80%D0%BE
Если в корриде на арене несколько обученных и вооруженных людей, а все остальные – зрители, то в энсьерро участвует все мужское население начиная с подростков, причем безо всякого оружия. На улицы выпускают быков, и народ от них убегает. Кстати, самое известное энсьерро – в баскской Памплоне, столице Наварры. Каково родителям ждать возвращения сыновей с подобных забав?
Выше в ролике под катом кадры, где самые маленькие детишки гуляют на улице с родителями. Как у нас в парке по выходным. Только у них вместо качелек и песочниц – муляж быка, деревянная штука типа нашей тачки с насаженными рогами. И дядька с этой штукой бежит, изображая быка, а детишки от него врассыпную. Кто самостоятельно еще не ходит – тот за ручку с мамой, кто совсем не ходит – на руках у папы, но и они бегут, и девочки тоже. Трехлетний клоп проделывает трюк, который в ходу у матадоров – упасть на колени перед «быком» и стоять так, ожидая приближения. А потом вскочить под самым носом и успеть увернуться. Видели на корриде, чем это чуть не закончилось. Звезда арены упал на колени, но бык оказался проворнее. И всей почти тонной тушей пронесся по матадору. Народ на трибунах ахнул в едином порыве, вскочил. Мы были уверены, что все, капут. Но парень живенько поднялся, только «балетки» остались лежать на песке. Так и бегал до конца в чулках.
Можно ли представить у нас в детсаду или яслях такое? А сколько доброты в лице дядьки-«быка», ни одного ребенка не задел. От давно живущих в Испании слышала, что там культ детей, их обожают, все позволяют, о том, чтобы обругать, тем более поднять руку, вообще речи не может быть. А у нас?
Так что пусть испанцы сами разбираются со своим культурным наследием, без «помощи» евробюрократов и прочих, с тонкой душевной организацией. Как хамон трескать, так ничего, принципы не мешают…
В общем, остановлюсь на этом.
Говоря, что «И это ТОЖЕ нашло отражение в шали», имела в виду множественность впечатлений от шали. Что-то вроде компьютерной томографии, где сканируется слой за слоем, все глубже и глубже, и каждый раз иная картинка. Так и тут. На поверхности лежит одно, под другим углом взглянешь – и уже другое откроется.