Действительно, чуть ли не в каждом вьянском Сердце присутствуют «рога изобилия» – в завитках на вершине, в узоре, заполняющем внутреннее пространство.
Повторю, что символ этот – Сердце Вианы – когда-то стал настолько популярен, что рога изобилия и линии Сердца стали воспроизводиться в платках и вышивках на всех типах тканей.
И действительно, во многих костюмных вышивках, «платках любви» присутствуют сердечки и стилизованные завитки «рога изобилия». Встречаются они и в рисунке многих хлопковых, шелковых и др. платков.
Что касается шерстяных набивных платков, то здесь все очень наглядно, кругом почти исключительно одни «рога изобилия».
Когда-то давно поспешила с выводом, что лишились португальские дамы в эпоху глобализации платочного разнообразия и вынуждены ходить стройными одинаковыми шеренгами с непременными «Веерами» на головах.
А ведь никто не покушался на свободу выбора, в мастерских и магазинах есть платки на любой вкус, в т.ч. множество павловопосадских, в «правильных» колоритах и с похожими рисунками, и даже со столь любимыми «рогами», которые легко можно вписать в португальские наряды, однако большинство предпочитает свое, привычное (надо сказать, что павловопосадские платки на португальских праздниках встречаются, но не часто, никакого сравнения с Испанией).
Сдается, что не времена виноваты, а сами португалки сделали свой выбор, обусловленный эстетическими, историческими, религиозными и пр. предпочтениями и предпосылками.
Для озарения достаточно было пристальнее взглянуть на украшения и задуматься, почему при наличии процветающего ювелирного производства, огромного выбора самых разных украшений на любой вкус и кошелек подавляющее большинство, однако, выбирает традиционный набор из сердечка, королевских серег и вьянских бус. А уж в рамках этого стандартного набора нет предела разнообразию, т.к. ручная работа ювелиров позволяет создавать уникальные вещи.
Эксклюзив в части платков в условиях фабричного массового производства не возможен, но репортажи с праздников показывают, что и здесь присутствует разнообразие, в шествиях и процессиях встречаются самые разные, подчас весьма экзотические, версии рисунка, в основе которого лежит завиток «рога изобилия».
И то, что португальцы раз за разом заказывают восстановление однотипных рисунков с «рогами изобилия» (Цветочный веер, его близнец Сиреневый вечер, Южный букет) – еще один аргумент в пользу версии о предпочтениях.