Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР

Обсуждаем платки и шали других производителей.

Модераторы: Брусника, eleka, Натик

Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР

Сообщение MashaL 03 июл 2016, 05:33

ipsilon1, с огромным интересом прочла всю тему :)
Большая благодарность за увлекательное исследование ^%
Аватара пользователя
MashaL
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 4433
Зарегистрирован: 06 май 2012, 16:56

Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР

Сообщение mariko 30 окт 2016, 20:49

Если в какой-то местности часто встречается некий орнамент, то из этого совершенно не следует, что корни этого орнамента находятся именно там. К сожалению.
Аватара пользователя
mariko
Опытный платочник
Опытный платочник
 
Сообщения: 1863
Зарегистрирован: 22 ноя 2008, 18:13
Откуда: Новосибирск

Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР

Сообщение ipsilon1 30 окт 2016, 23:14

mariko писал(а):Если в какой-то местности часто встречается некий орнамент, то из этого совершенно не следует, что корни этого орнамента находятся именно там. К сожалению.

Не вижу причин для сожалений.
Изначальные корни очень многих орнаментов, включая и этот, следует искать на Востоке, о чем выше неоднократно упомянуто.
Данный рисунок на набивных платках и шалях в Португалии встречается не просто часто, а в подавляющем большинстве. И ареал его распространения затрагивает именно португалоязычный мир, Лузофонию. А просто часто его можно видеть в пограничных с Португалией районах Испании. И в некоторых количествах - в других районах Испании. Но в Испании изрядно опережает по распространенности остальные рисунок, известный у нас как Испанский.
Платок и шаль с рисунком, условно названным как "Веер", представлен португальскими исследователями как часть одной из разновидностей португальского костюма в Санкт-Петербургский музей антропологии и этнографии РАН, известный как Кунсткамера.
И платок, восстановленный Н.Белокур, обнаружился в продаже в Португалии, а не где-либо еще.
Но, не будучи специалистом, не могу ничего утверждать. И с удовольствием послушаю любые точки зрения по данному вопросу, желательно аргументированные.
ipsilon1
Опытный платочник
Опытный платочник
 
Сообщения: 1543
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: Португальские корни рисунка ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР

Сообщение tata64 31 окт 2016, 10:24

ipsilon1, слежу за Вашими темами о павловопосадских платках в Португалии и Испании. Спасибо Вам за такую богатую подборку материала. ^%
Честно скажу, что мой интерес к этой теме не очень глубок, так как своя рубашка ближе к телу свои корни как-то ближе и интереснее. Поэтому и не писала здесь ничего.
Но как-то осмыслить собранные Вами сведения всё же хотелось, они, повторюсь, достаточно интересны и нетривиальны. Правда, разложить всё по полочкам у меня не получится - просто не обладаю нужными знаниями. Скорее, выработала свой подход к восприятию такого своеобразного явления, к которому Вы привлекли внимание всех любителей павловопосадских платков. Прошу прощения за сумбурность изложения, но я долго не могла понять, как вообще к этому относиться. :lol:

Народный костюм жил во времени и пространстве. Начиная с 19 века он испытывал влияние фабричной текстильной промышленности - в традиционных костюмах разных народов стали использоваться фабричные ткани и платки. Текстильный дизайн фабричных изделий сложно считать полноценным этнографическим источником по той причине, что он был по-существу авторским, находился под влиянием модных тенденций, зависел от технологических возможностей производства и т.п. Поэтому фабричные платки даже 19 века в народном костюме, наверное, не являются тем этнографическим материалом, который ведет к исконным корням, традиционным орнаментам, и т.д. Тот же "Испанский" или "Цветочный веер" - это фабричный текстильный дизайн, возможно, 19 века. А то и более позднего времени.
В то же время, совершенно очевидно, что тот или иной фабричный текстильный дизайн полюбился тому или другому народу, что называется, "намертво"! :lol: Пример - барановские платки, павловопосадские платки, ивановские ситцы и т.п.
А в Португалии - платки с дизайном "Цветочного веера".
Объясняю это для себя тем, что именно эти фабричные текстильные дизайны очень удачно "заместили" более архаичные, истинно народные, образы. Грубо говоря, легли как родные, на более древние культурные пласты. Именно поэтому они столь живучи, и их так сложно интерпретировать. ))
Как пишет всезнающая Википедия, веер - обязательная часть испанского народного костюма.))) Может быть здесь кроется некая разгадка любви к текстильному сюжету именно с веером?
В любом случае, чтобы понять секрет любви португальцев к "Цветочному вееру", необходимо изучить историю этого дизайна - когда были напечатаны первые платки и по какой технологии (ручная набойка?). И т.п.

Вобщем, для меня "Цветочный веер" - образец интернационального фабричного текстильного дизайна, который очень успешно лег на португальские корни и стал для этого народа уже в наше время чем-то родным, народным, совершенно традиционным. И я сама не против так к нему относиться. Благодаря Вам,ipsilon1, я тоже буду считать этот орнамент португальским. :) Ну и, естественно, не считаю свое мнение чем-то непререкаемым.)))
Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
 
Сообщения: 4970
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58

Пред.

Вернуться в Другие платки и шали

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: НаНи и гости: 1