На реплики отвечу по ходу изложения, чтоб не растекаться мыслию...
Вопроса про восстановление пока не хочу касаться, прежде надо разобраться, насколько это возможно.
Ибо пока так и не поняла, куда вырулила. Начала за здравие, а кончила за... Название темы нужно менять, только тоже пока не знаю, во что все выльется в итоге? Больше вопросов, чем ответов.
А уж как меня-то зацепила. Не к добру занесло меня в ту малаковскую подворотню, будь она неладна. Помимо работы полно дел, а голова не пойми чем забита. И выливается все в такую Санта-Барбаруfilamentoza писал(а):Опять я)) Зацепила тема.
Нарыла, как мне представляется, столько интересного, а в реальности, может, опять Америку открыла.
Давеча от Кунсткамеры незаметно перешла я к важному вопросу про корни рисунка, условно называемого мною "Веер", попыталась из того скудного ретроспективного материала, что есть в русскоязычном И-нете, найти хоть что-то. Все достаточно просто насчет последнего десятилетия-двух... Здесь стройные нескончаемые ряды красных Вееров, чуть разбавленных такими же Веерами в других колоритах, значительно меньше платков и шалей других областей страны и совсем малочисленные экземпляры из сундуков. На старых открытках и фото (примерно первой четверти 20 в.) в интернетном воспроизведении разглядеть что-либо весьма проблематично, посему гложут меня сомнения, не притянуты ли за уши мои рассуждения. Пожалуй, безусловно хорошо виден рисунок только на сдвоенном фото чуть выше, на ч/б, которое слева. Но какого времени оно - не указано. Мне кажется, что довоенное, даже дореволюционное. А как на самом деле? Что думаете?
А вот здоровенный промежуток между теми невнятными фото начала века и нашими днями - какой-то провал. И никакой ясности, когда именно Веер появляется в массовом обиходе в Вьяна-ду-Каштелу и Португалии. И вот неожиданная удача - случайно наткнулась на ресурс http://pedrapapeltesoura1.blogspot.ru/2 ... gonia.html
, где собраны афиши-плакаты ежегодных августовских массовых шествий-паломничеств к Romaria da Senhora D’Agonia de Viana do Castelo - особо почитаемому рыбаками образу Богородицы Страждущей (Nossa Senhora da Agonia), хранящемуся с 1751 г. в часовне Младенца Иисуса (Capela do Bom Jesus), расположенной в устье р. Лима.
Кстати, об этом действе писала Е.Соболева в своей статье:
«Португальские исследователи проследили процесс создания народного костюма на севере страны. Вьянский этнограф Клаудиу Башту (Claudio Basto) в начале 1920-х годов отмечал, что в Минью не было единого регионального костюма [Basto 1930]. (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...В те же годы ярким выражением самобытности района Верхнего Минью (Alto Minho) стало паломничество, совершаемое в августе к часовне Младенца Иисуса (Capela do Bom Jesus), расположенной в устье р. Лима. Хранящийся там с 1751 г. образ Богородицы Страждущей (Nossa Senhora da Agonia) особо почитали рыбаки.
В наши дни такие процессии организуются по всей стране в туристический сезон. Многие португальцы отправляются поклониться святыне в своих лучших одеждах, по возможности в живописных народных костюмах и украшениях.»
В подборке есть афиши 1912,1914, 1933-1934, 1936-1938, 1940, 1948, 1950, 1953,1955-1974, 1976-2013 годов. И Веер регулярно появляется начиная с 1960 г. Это не значит, что ранее его не было. Просто более ранние афиши - рисованные, на платках художники явно не заморачивались.
Веер - на афишах 1960,64,67,73,78,83,87,89,90,98,2000,2004-2006,2008, 2011. За другие годы - кое-где платки других областей, где-то изображение очень мелкое или не разобрать рисунка под обильной ювелиркой, а где-то вообще только пейзаж, есть и рисованные. Но тенденция очевидна.
Привожу для примера рисованные афиши 1914 и 1933 г. И 1960!