Португальские корни некоторых старинных рисунков

Обсуждаем платки и шали других производителей.

Модераторы: eleka, Брусника, Натик, Фрекен_Жюли, Листва, yuliak2005, AcTpuD

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 17 июн 2016, 21:16

Добавлю красивых картинок. Плакаты за 2013 (из десятка - 5 с Веерами) с того же офиц. ресурса: http://olharvianadocastelo.blogspot.ru/ ... curso.html
Вложения
Proposta Cartaz Romaria Agonia, Viana do Castelo (6).jpg
Proposta Cartaz Romaria Agonia, Viana do Castelo (9).jpg
Proposta Cartaz Romaria Agonia, Viana do Castelo (26).jpg

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 17 июн 2016, 21:33

В 2014 году из 21 афиши на 13 - Веер.
http://olharvianadocastelo.blogspot.ru/ ... curso.html
Очень понравился платок на 1-м фото (девушка тоже хороша!). Замечательный колорит, по-моему, это предшественник "марсианского", но какие изысканные приглушенные цвета! Похоже, что шерстяной, и бахрома правильная. Выглядит раритетным.
Вложения
Cartaz concorrente Romaria Agonia 2014, Viana do Castelo (10).jpg
Cartaz concorrente Romaria Agonia 2014, Viana do Castelo (7).jpg
Cartaz concorrente Romaria Agonia 2014, Viana do Castelo (15) (1).jpg


ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 18 июн 2016, 00:40

И уже представлены плакаты на предстоящий август 2016.
http://olharvianadocastelo.blogspot.ru/ ... am-ao.html
Вложения
Propostas Cartazes Romaria Agonia 2016, Viana do Castelo (1).png
Propostas Cartazes Romaria Agonia 2016, Viana do Castelo (2).png
Propostas Cartazes Romaria Agonia 2016, Viana do Castelo (4).png

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 18 июн 2016, 02:22

Копания в афишах позволили сделать кое-какие выводы.
Обнаружилось, что на самых первых (не рисованных, а фото) от 1960 года, а также последующих 1964,1967, 1973 "веер" с круглыми листочками. Далее 3 года (1978, 1983,1987) - с заостренными, а дальше - вперемежку примерно поровну, причем на одной девушке могут быть головной и наплечный платки в разных вариантах. Т.е. мое предположение, что платки со круглыми листиками появились совсем недавно, оказалось неверным. О совсем дремучих временах речи нет, там все темно, но как минимум более полувека рядом сосуществуют оба этих варианта. Но последнее время преобладают платки с круглыми листочками, особенно это заметно по 2014-2016 гг.

Теперь про бахрому. Еще раз процитирую Е.Соболеву: "Без бахромы шаль считалась незавершенной, и мастерицы вязали из нитей сетку разного размера (A Franja)".
Вид бахромы на португальских платках не меняется со временем, бахрома что на ч/б фото начала 20 в., что сейчас - ромбами, как на наших уплотненках, только рядов поменьше, и шерстяная, а не шелковая. А ведь когда-то и на платочках ППМ малых размеров была такая бахрома, и выглядела она отлично, не в пример теперешним - и шерстяной, и тем более вискозной :twisted: . Видела еще один вид бахромы, похоже, что пришивная, но это, видимо, бюджетный вариант, продукт больше для туристов, голимая синтетика (к ней будет еще повод вернуться). А местные жители все больше по старинке, в плетеной.

А теперь о платке tryn-trava.
tryn-trava писал(а):Барышни, я конечно, сомневаюсь, уже на 80 %, что это не павловопосадский платок, но вдруг, в нем кто-то ...украинский, например, опознает!
Шерстяной, примерно, метр, на метр.
Но мягкий очень, старинки такими не бывают, и бахрома смущает в один ряд.
Все равно оставлю себе, я всякие неопознанные-китайско-индийские, но красивые платочки на девчонок из дочкиного класса надеваю, на Масленицу, настоящие жалко)))
Права была tryn-trava в своих сомнениях, что не ППП. И бахрома (жаль, что не показала ее), судя по описанию, такая, как на многих португальских платках, в 1 ряд. И дизайн ее раритета - со скругленными листиками, а он в 1960 году уже был точно.
filamentoza ^% , Вы, как обычно, в точку, кратко и емко:
filamentoza писал(а):А у tryn-trava, видимо, аутентичный, "в кастрюльке из Парижу Португезии" привезенный, и листики в веере кругленькие.
Только, думаю, он помоложе, вряд ли 60-70-х годов, и мягкость здесь не при чем, ибо как раз старые платки часто очень мягкие.
Про "О сколько нам..." и "Мы все учились понемногу...". Вот заглянешь в Википедию :D и узнаешь вдруг, что с 1918 по 1974 г. между СССР и Португалией не было дипломатических отношений, страна была в изоляции из-за фашистского режима, и только после "революции гвоздик" 1974 г. начались визиты, встречи с Брежневым, Громыко, возникли общества дружбы и т.д. и т.п. Так что очень может быть, что появление платочка на нашей земле имеет отношение к подготовке всех этих мероприятий, визитам туда-сюда, образованию представительств, консульств. Олимпиада-80, фестиваль молодежи и студентов-85, спортивные и прочие международные мероприятия - тоже как вариант. В общем, вероятнее всего, после 1975 года.

Лада
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 1678
Зарегистрирован: 30 сен 2014, 06:41

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение Лада » 18 июн 2016, 06:27

Ipsilon 1 ^% - какая интересная тема. Читаю на одном дыхании. Спасибо!
После Вашей темы еще больше теперь Цветочный веер захотелось. Какой интересный платочек с историей. Это же просто дружба народов! Вдруг однажды в Португалию поеду, пригодится!!! (*-(

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20652
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение eleka » 18 июн 2016, 15:37

А это наш РАЗВОДНОЙ и набивная доска (манера)_Оригинальное сообщение
Изображение

Фрагмент
image.jpeg
:)
Изображение

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 18 июн 2016, 17:27

Лада писал(а):... еще больше теперь Цветочный веер захотелось. Какой интересный платочек с историей. Вдруг однажды в Португалию поеду, пригодится!!! (*-(
Лада ^% , не лучшая идея – в Португалии этих Вееров пруд пруди, на каждом углу. Наш платок – точная копия, выигрывает, что шерстяной, а там много на акриле, но безоговорочно проигрывает в бахроме. Бахрома – наша ахиллесова пята.
Вложения
4925658571_36644a60e2.jpg
4925658571_36644a60e2.jpg (229.56 КБ) 6949 просмотров
DSC_7060.JPG
Последний раз редактировалось ipsilon1 18 июн 2016, 18:35, всего редактировалось 1 раз.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 18 июн 2016, 17:59

eleka писал(а):А это наш РАЗВОДНОЙ и набивная доска (манера)
eleka ^% , Вы намекаете, что Разводной и Веер близнецы-братья и Н.Белокур «восстановила» Веер по манерам Разводного :) ?
Похожие завитушки с арками можно найти еще в массе шалей и платков, и русских, и других стран. Можно пойти еще дальше, делать выводы на основе сходства отдельного цветка, веточки. Рисунки на самых старых русских платках, которые сейчас в музеях и каталогах, типа Разводного, Подковы – они же тоже не из ниокуда взялись, художники срисовывали с шалей, привезенных из самых отдаленных мест, с изделий конкурентов – все шло в ход. Е Соболева пишет, что давным-давно в Португалию привозили шали с Востока, из Индии. Поэтому не вижу ничего удивительного в сходстве узоров, элементов рисунка на текстиле, вышивках, набивке, ткачестве разных стран.

Дамы, говоря про вероятное время появления Веера на нашей земле после 1975 г., я имею в виду, конечно, конкретный платок tryn-trava, а не выпуск его в СССР, приуроченный к возобновлению отношений. Ведь не просто так в форумной базе это единственный экземпляр. Если бы какой-то из наших фабрик выпускалась даже ограниченная серия, обязательно такой харАктерный платок всплыл бы где-нибудь еще.
Так что платочек tryn-trava впору не по детским утренникам мыкать, а на стенку в рамочку.

К сожалению, вопрос собственно о корнях получается самой короткой и грустной частью моего пространного рассказа.
Еще раз перечитала статью Е.Соболевой – какая все-таки классная работа, теперь обратила внимание на многие моменты, которые прошли мимо при первом прочтении.
http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978 ... 8-9_14.pdf
Статья длинная, но народный костюм имеет такую богатую и давнюю историю, столько региональных версий, элементов, что в рамках статьи можно изложить только основные моменты.
А ведь наверняка каждому предмету костюма посвящено столько серьезных научных исследований, тома, наверное, написаны. Это и традиции вышивки на рубашках, юбках, передниках, а чего стоят «платки любви» и сумки алжибейра (внешние карманы). У той же Соболевой есть статьи на эти темы.
Но увы, в статье важному для нас вопросу о корнях португальского платочного рисунка посвящено буквально несколько строк, без конкретики:
«В стране существует множество видов шалей и платков, отличающихся по материалу, расцветке, орнаменту. В 1880-е годы платки национального производства не выдержали конкуренции с австрийскими, которые делались с однотипными узорами в нескольких вариантах — красном, зеленом, желтом. Так называемые «китайские шали» (xaile chinкs) воспроизводят набивные и тканые восточные мотивы. Ранее их ткали из шерсти мериносной овцы, нередко дополняли вышивкой и бахромой.»
И еще это: «Португалки предпочитают носить головные и нагрудные платки с крупными цветами, фабричного производства. Головной платок почти всегда был красного цвета, но шейные платки могут быть разноцветными: во Вьяна-ду-Каштелу предпочитают красные, в Санта-Мария-де-Жераш-ду-Лима (Santa Maria de Geraz do Lima) – зеленые, а в Санта-Марта-де-Портузелу – желтые [Trajes do Minho]».
Она ж не знала, что есть такое сообщество больных на всю голову увлеченных платочколюбительниц-шалеманок :D .
Вот что значит – профессиональный взгляд!
Любовь Анатольевна писал(а): А вот это интересно:
"В 1880-е годы платки национального производства не выдержали конкуренции с австрийскими, которые делались с однотипными узорами в нескольких вариантах – красном, зеленом, желтом".
Любовь Анатольевна ^% ! Вас бы во Виана-ду-Каштелу, в Музей костюма...
Это «в 1880-е годы не выдержали конкуренции с австрийскими, которые делались с однотипными узорами в нескольких вариантах – красном, зеленом, желтом» – не дает мне покоя.
Почему австрийские >< ? Где Австрия и где Португалия? Они не то что не граничат – они на разных концах Европы.
Опять Википедия – наше все: Наиболее важные традиционные отрасли промышленности Португалии – текстильная (хлопчатобумажная и шерстяная) (на 1-м месте!) (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
На всякий случай посмотрела в Инете австрийский и даже тирольский народные костюмы – платков практически нет, наверное, не в традиции.
И самое главное – ЧЕЙ рисунок-то? Австрийцы скопировали его с португальских платков и запустили в производство? Или просто наводнили португальский рынок своими, а португальцы, не запариваясь, с удовольствием их приняли? И идет ли речь именно о рисунке «Веер»? Просмотрев за эти дни тьму фото, обратила внимание и на другие довольно часто повторяющиеся рисунки.
Но Веер, конечно, вне конкуренции.
На последнем фото - плакат борцов с торадой (португальский вариант корриды).
Вложения
18566974_pbWZh.jpeg
18566974_pbWZh.jpeg (30.75 КБ) 6938 просмотров
norte-portugal-viana-castelo.jpg
norte-portugal-viana-castelo.jpg (42.65 КБ) 6938 просмотров
13556333_JS5oa.jpeg
Последний раз редактировалось ipsilon1 18 июн 2016, 18:36, всего редактировалось 1 раз.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 18 июн 2016, 18:30

Почему-то не покидает ощущение, что ломлюсь в открытую дверь :( .
Ведь 1880-е годы – это же так недавно. Ну не могли не сохраниться в сундуках хоть отдельные экземпляры тех платков. Доходят же до наших дней куда более древние предметы текстильного производства.
Не могут португальские этнографы, историки, искусствоведы обойти вниманием шально-платочную тему.
Е.Соболева пишет, что вопрос о происхождении португальских шалей рассматривался в 2011 г. на XVII Технической конференции по этнофольклору, на конференции «Шаль – вклад в восстановление нематериального наследия» («O Xaile – Contributo para a Recuperação de um Patrimônio Imaterial») в Доме культуры г. Коимбра, проведенной Ассоциацией фольклора и этнографии района Мондегу.
Нашла я сообщение о той конференции, там даже Россия поминается:
http://trajesdeportugal.blogspot.ru/201 ... ao-de.html
О Веере речь не шла, сказано примерно то же, что у Соболевой.
Но ведь проводятся и другие научные мероприятия по этой теме. И вопрос появления и популярности такого рисунка, как Веер, не мог пройти мимо специалистов. Наверняка есть у них свои толстухины, полосиновы, макаровские.
Поискала информацию по Вьянскому музею – подробных фото нет, только наиболее живописные витрины с костюмами в полный рост. Но даже там видны на заднем плане увеличенные во всю стену старинные фото, витрины с аксессуарами с поясняющими надписями, музейный киоск с массой изданий. Думаю, там можно было бы найти информацию, проливающую свет на мои вопросы.

В сети нашла фото пары страничек из книги. Книга толстая, видно, что богато иллюстрированная. Вот бы посмотреть! Кстати, какие чУдные фоны на этих фото, по-моему, платки. Может, наши?
http://aervilhacorderosa.com/2009/07/tr ... /#more-203
Вложения
Museu-do-Traje-de-Viana-do-Castelo-1394x600.jpg
3749966118_d2bef47fd9.jpg
3749966118_d2bef47fd9.jpg (112.11 КБ) 6925 просмотров
3749966610_0d94d3e82a.jpg
3749966610_0d94d3e82a.jpg (192.32 КБ) 6925 просмотров

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20652
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение eleka » 18 июн 2016, 19:26

ipsilon1 писал(а):Вы намекаете, что Разводной и Веер близнецы-братья
:) нет, не совсем близнецы, конечно... Просто захотелось запараллелить ваш сюжет, так как в настоящее время занимаюсь переформатированием собранного на форуме архива старинных платочных рисунков. Не покидает ощущение "единого мирового пространства", которое породило это пересекающееся изобилие.
И про то, что "девочки" во всём мире одинаковые. Подавай им цветочки в завитушках, да побольше и поярче... Это почему-то очень радует.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 18 июн 2016, 20:57

Увы, не могу поправить себя же - время вышло.
ipsilon1 писал(а):...И бахрома (жаль, что не показала ее), судя по описанию, такая, как на многих португальских платках, в 1 ряд.
Рассмотрела фото tryn-trava – есть в кадре кусочек бахромы, совсем малюсенький, но видно, что «правильная», ромбики в один ряд. Еще бы узнать – вдруг сохранилась вшитая бирка, хотя скорее всего нет, судя по написанному tryn-trava.
eleka писал(а): нет, не совсем близнецы, конечно...
... в настоящее время занимаюсь переформатированием собранного на форуме архива старинных платочных рисунков. Не покидает ощущение "единого мирового пространства", которое породило это пересекающееся изобилие.
Я бы сказала, не "не совсем близнецы", а скорее кузены :)
Вчера в метро поймала себя на том, что машинально вглядываюсь в цветочные рисунки платьев на девушках и дамах, выискивая сходство со знакомыми цветочками и завитушками. И ночью снились "вееры" и прочие финтифлюшки :D .
Могу только догадываться, каково Вам ^%

Еще один вопрос, который меня занимает – существование двух вариантов Веера: с круглыми и заостренными листочками. По крайней мере с середины 20 в. сосуществуют оба, а что первично, а что «по мотивам» – мы не знаем. И когда появилась стилизация – тоже. То ли эти оба варианта – продукция разных ПОРТУГАЛЬСКИХ производителей, то ли один – доморощенный, а другой – извне. Может, и Австрия здесь каким-то боком, кто знает?..
Подводя черту под вопросом об истоках, скажу одно: чтоб добраться до истины (которая, вполне возможно, лежит на поверхности), нужен язык и доступ к этнографическим, искусствоведческим источникам, книгам, материалам конференций, каталогам выставок, связь с португальскими специалистами, музейщиками. Существовал бы португальский форум шалеманок вроде нашего, можно было бы там попытаться что-то узнать. Но есть ли такое сообщество? На нашем форуме есть форумчанки даже с других континентов, а из Португалии, к сожалению, никого ^V^ .
Так что кто соберется в те края, имейте в виду! На вас вся надежда ^a !

На фото - Веер на марках и открытках
Вложения
6419823_agTZI.jpg
6419823_agTZI.jpg (130.28 КБ) 6880 просмотров
15038052_uIUN9.jpg
15038052_uIUN9.jpg (77.8 КБ) 6880 просмотров
eugenio-silva1.jpg

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 20 июн 2016, 01:25

Перехожу к части четвертой, почти детективной. О некоторых загадках спроса и предложения в эпоху глобализации.
Опять вспомню Е.Соболеву.
Борьба за возрождение вьянского костюма(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)... дала зримые результаты. Костюм (во многих его вариантах) в провинции начали носить повсюду, и не только во время проведения семейных обрядов, но и как праздничную одежду. Его надевают на этнографические шествия, костюмированные праздники и паломничества.
В г. Серра-ди-Арга (Serra d’Arga), например, в начале ХХ в. костюм такого типа не зафиксирован, но в XXI в. почти все местные девушки имеют региональный костюм, даже те, кто живет в Лиссабоне и приезжает к родственникам в горы на лето. Этот костюм они надевают во время местных праздников и для совершения паломничества (например, Romaria São João d’Arga). Каждое поселение имеет святого покровителя, в честь которого организуются праздники (объявленные нерабочими днями) и красочные процессии. Летом они почти ежедневно проходят в разных районах страны.
Вот это размах! Гулять так гулять!
Вложения
Афиша Паломничества Св. Варфоломея в Ponte da Barca
Афиша Паломничества Св. Варфоломея в Ponte da Barca
19508422_BrgJd (1).jpeg
ng4583223.jpg

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 20 июн 2016, 02:42

С 1930-х годов в стране стали создаваться самодеятельные фольклорные коллективы (sing. rancho folclorico). Сейчас их множество как в самой Португалии, так и в ее бывших колониях, и все они активно приобретают костюмы по-вьянски для публичных выступлений. В частности, фольклорные группы лузофонов (евразийцев и азиатского португалоязычного населения), с 1950-х годов костюмы «по-вьянски» закупали для португальских ансамблей Гоа и Макао, кристанов Малакки и Сингапура (группа народностей смешанного азиатско-португальского происхождения в бывших португальских укреплениях в Азии).
Вложения
Палм-Кост (Флорида)
Палм-Кост (Флорида)
portugal.jpg
Фольклорный вечер в Параисо (Мексика)
Фольклорный вечер в Параисо (Мексика)

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4244
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 20 июн 2016, 02:49

Открываю в Википедии статью «Португальцы» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0 ... 1%86%D1%8B – а в ней единственная иллюстрация с подписью «Португальцы в народном костюме», глазам не верю – открытка «Portugal, VIANNA!!!»1892 (!!!) года. И в платке на женщине угадывается знакомое…
Открываю статью «Кристанги»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1 ... 0%B3%D0%B8 – и там Вееры, красные и синие, на фото «Группа малаккских кристангов (Малайзия) исполняет свой традиционный танец. Куала-Лумпур, 2015 г.»

Несложные расчеты:
Население Португалии – более 10 млн.
Португальцев в мире – более 31 млн.
Лузофоны (португалоговорящее население планеты; Лузофония сложилась в рамках пятисотлетней Португальской империи) – более 220 млн. человек
И все стараются помнить о своих корнях, сохранить духовную связь с родиной.
Сколько, даже по самым скромным подсчетам, нужно выпускать тех платков, чтобы удовлетворить потребности? И сколько уже выпущено и разлетелось по всем континентам?
Вложения
Португальцы в народном костюме. Открытка,1892 г.
Португальцы в народном костюме. Открытка,1892 г.
16745702_aq5w5.jpeg
Группа малаккских кристангов (Малайзия) исполняет свой традиционный танец. Куала-Лумпур, 2015 г.
Группа малаккских кристангов (Малайзия) исполняет свой традиционный танец. Куала-Лумпур, 2015 г.
Последний раз редактировалось ipsilon1 20 июн 2016, 03:06, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Вернуться в «Другие платки и шали»