Португальские корни некоторых старинных рисунков

Обсуждаем платки и шали других производителей.

Модераторы: eleka, Брусника, Натик, Фрекен_Жюли, Листва, yuliak2005, AcTpuD

Ratablanca
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 01 июн 2016, 05:55

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение Ratablanca » 12 июн 2016, 05:36

ipsilon1, Спасибо за подборку! Как любопытно. Видела португальские национальные костюмы, конечно, но всегда издали, к деталям на платках не особенно приглядывалась. ППМ даже печатает "Веер" в колоритах cовершенно идентичных португальским. Интересно, откуда первоисточник?
Традиционная португальская шаль, т.е. "Цеточный веер", вполне доступна на интернете. Например, на сайте Feitoria : http://www.feitoria.com.pt/product/traditional-shawl/

Аватара пользователя
Рогнеда
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 1743
Зарегистрирован: 10 сен 2015, 14:32
Откуда: Москва и область

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение Рогнеда » 12 июн 2016, 09:16

Большое спасибо за подборку! Когда ездила в Португалию, к платкам была совершенно равнодушна, даже не помню что у танцовщиц какие-то шали были. А вопрос о первоисточнике очень интересен. Хотя большинство популярных цветочных рисунков всегда оказываются очередным архетипом.

Аватара пользователя
ТаЮрик
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6786
Зарегистрирован: 25 ноя 2013, 12:20
Откуда: Пригород СПб

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ТаЮрик » 12 июн 2016, 09:17

Спасибо! Дома на большом экране посмотрю!

Аватара пользователя
Кошка в босоножках
Любитель платков
Любитель платков
Сообщения: 268
Зарегистрирован: 17 апр 2015, 13:02
Откуда: Урал Суровый

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение Кошка в босоножках » 12 июн 2016, 12:24

Я в шоке! Португалия! Цветочный веер! Традиционный португальский платок!!!

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 15 июн 2016, 01:17

Часть третья. Про Кунсткамеру.
В Электронной библиотеке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН имеется статья (от 2014 г.) старшего научного сотрудника Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, к.и.н., специалиста по Португалии Соболевой Е.С., от 2014 года.
Португальский женский костюм в коллекции МАЭ // Европейское культурное пространство в коллекциях МАЭ. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 383-412. (Сборник МАЭ, т. LVIII) ISBN 978-5-88431-228-9
Здесь она полностью: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikato ... 431-228-9/)
Отдельные выдержки привожу здесь.
"Португальские коллекции МАЭ (Кунсткамера) РАН пополнились благодаря содействию Международного центра исследований португалоязычных стран (Centro Internacional de Estudos Lusófonos – CIEL) в г. Брага (Braga), Португалия.(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
В 2010 г. г-н Фонтела специально для МАЭ заказал полный комплект женского народного костюма, типичный для района Вьяна-ду-Каштелу (Северная Португалия). Это первый пример комплексного приобретения коллекции на Иберийском полуострове. Европейский фонд МАЭ пополнился ценными экспонатами.
Костюм селянки (traje do lavradeira) относится к классу одежды «люкс» (его стоимость превышает 1000 евро), изготовлен вручную мастерами кооператива “Arte Viana”, существующего с 1949 г. Мастерица – Мария Эштрела Барбоза Эштевиш Серкейра (Maria Estrela Barbosa Esteves Cerqueira), сертификат № 157 488 802.

(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Женский костюм состоит из блузки, колета (безрукавки), юбки, передника, кармана-кошелька, чулок, туфель, платков (головного и наплечного), иногда дополняется шляпой. Формы, цвет, декор этих элементов и их сочетание имеют выраженную региональную специфику.
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Женский костюм в Минью более разнообразен, чем мужской. Существовало несколько типов костюмов крестьянок португальского Севера.
Traje de festa – праздничный наряд, в котором ходили на свадьбу, на праздники, совершали паломничества.
Traje de domingar – выходной, воскресный костюм, лучше рабочего, но менее пышный, нежели праздничный.
Traje а lavradeira – «костюм по-деревенски». Такой женский костюм называют по-разному: lavradeira (букв. «костюм селянки»), в других районах страны и за ее пределами – vianesa (букв. «по-вьянски») и minhota (букв. «жительницы региона Минью»). Эта одежда особенно богато украшена вышивкой. Яркость и эстетические достоинства сделали этот костюм самым знаменитым из португальских региональных костюмов. С конца XIX в. его считают костюмом для официальных церемоний, а с 1930-х годов – общепортугальским национальным костюмом [Соболева 2008].
Народный костюм португальцев разнообразен и обладает богатой палитрой цветов. (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)... Платок – неотъемлемая часть женской одежды. (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Костюм приобрел символическое значение, утратив значение повседневного, но не является каноническим. Его надевают на праздники костюма, этнографические шествия, для выступления в фольклорных группах как в самой Португалии, так и в ее бывших колониях. В частности, фольклорные группы лузофонов (евразийцев и азиатского португалоязычного населения) активно приобретают такие костюмы для публичных выступлений. С 1950-х годов костюмы «по-вьянски» закупали для португальских ансамблей Гоа и Макао, кристанов Малакки и Сингапура.

(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)... Неотъемлемые части женского народного костюма – головной платок, который повязывают самыми различными способами, и шаль.

Португалки предпочитают носить головные и нагрудные платки с крупными цветами, фабричного производства. Головной платок почти всегда был красного цвета, но шейные платки могут быть разноцветными: во Вьяна-ду-Каштелу предпочитают красные, в Санта-Мария-де-Жераш-ду-Лима (Santa Maria de Geraz do Lima) – зеленые, а в Санта-Марта-де-Портузелу – желтые [Trajes do Minho].
Вопрос о происхождении португальских шалей рассматривался на XVII Технической конференции по этнофольклору (XVII Jomadas Técnicas de Etnofolcore) в ноябре 2011 г. Ассоциация фольклора и этнографии района Мондегу (Associação de Folclore e Etnografia da Região do Mondego) организовала в городском Доме культуры (Casa Municipal da Cultura) г. Коимбра (Coimbra) конференцию «Шаль – вклад в восстановление нематериального наследия» («O Xaile – Contributo para a Recuperação de um Patrimônio Imaterial»).
В Европу кашемировые шали из Индии первыми ввезли англичане. Вероятно, португальское слово xaile (шайле) происходит от англ. shawl. После возвращения солдат армии Наполеона из Египта (1798) элегантные дамы во Франции ввели моду на кашмирские шали, и местная промышленность стала производить их имитации.
В Португалию шали также привозили моряки с Востока. Сначала ими украшали стены домов, но под французским влиянием дамы на балах стали набрасывать шали на плечи. Ф. Рибейро да Силва (F.Ribeiro da Silva) нашел первое упоминание о контрабандных шалях в списке товаров, конфискованных таможней г. Порту (Porto) в 1789–1791 гг. В то время импортные шали считались предметом роскоши, символизировали социальный статус и экономическое положение дамы. В начале XIX в. в Португалии яркий платок, набрасываемый на плечи, был известен под испанским названием сhalé, shale. Другое название – manton de Manila – отражало происхождение платка. На табачную фабрику в Севилью (Испания) с Филиппинских островов привозили табак, завернутый в старые китайские ткани, орнаментированные, квадратной формы. Работницы складывали их треугольником и покрывали плечи, оставляя свободными для работы руки. В такой одежде было удобно выходить на улицу.
В начале ХХ в. социальное и экономическое положение Португалии несколько улучшилось: началась промышленная революция, строились дороги, в том числе железные, сырье стоило дешево. Рабочий на фабрике получал 4160–5720 рейсов в месяц. Шерстяная шаль фабричной работы в магазинах Гранделы (Armazéns do Grandela) в 1913–1914 гг. стоила 3600–5500 рейсов, ее можно было купить в подарок матери, жене, дочери. Нередко дорогую шаль передавали по наследству.
Шали оказались очень востребованы в морском климате. Ранее женщины использовали в качестве теплой одежды двойную юбку (uma saia dobrada), которую можно было накинуть на плечи во время сидения на берегу в ожидании возвращения рыбаков c промысла, плащ (capa), капюшон (capucha), пелерину (capoteira), накидку (manétu). Шаль можно было носить постоянно, при этом она не сковывала движений. Шаль прочна, легко стирается и хранится, драпирует фигуру, дополняет костюм, позволяет скрыть бедную одежду, завернуть младенца, укрыться от холода и дождя, в горе – закрыть лицо. Шаль может служить подарком и даже саваном. «Страной шалей» называется район от Авейру (Aveiro) до Коимбры. Португальcкая поговорка гласит, что «шаль – это аргумент нищеты» [O Xaile].
В стране существует множество видов шалей и платков, отличающихся по материалу, расцветке, орнаменту. В 1880-е годы платки национального производства не выдержали конкуренции с австрийскими, которые делались с однотипными узорами в нескольких вариантах – красном, зеленом, желтом. Так называемые «китайские шали» (xaile chines) воспроизводят набивные и тканые восточные мотивы. Ранее их ткали из шерсти мериносной овцы, нередко дополняли вышивкой и бахромой. Без бахромы шаль считалась незавершенной, и мастерицы вязали из нитей сетку разного размера (A Franja).
Существует несколько способов ношения головного платка: его завязывают под подбородком или так, чтобы три конца сходились на макушке; иногда концы подоткнуты либо свисают на спине (рис. 4).

Многие редкие этнографические материалы вводят в научный оборот сотрудники вьянского Музея костюма (Museu do Traje de Viana do Castelo). Задача музея, созданного в 1997 г. и вновь открытого после реконструкции в 2008 г., – изучение самобытности населения Верхнего Минью в Северной Португалии. Главным объектом исследования и экспонирования является костюм. Известный этнограф Бенжамин Перейра (Benjamin Pereira) создал там небольшую постоянную экспозицию «Шерсть и лен в костюме Верхнего Минью», которая демонстрирует процесс изготовления ткани селянками — от посадки льна до превращения волокна в нить: обработка шерсти, заправка ткацкого станка, декорирование домотканых тканей, символика узоров и т.п. Временные выставки раскрывают разные аспекты народной культуры. Музей ведет планомерную исследовательскую и издательскую деятельность.

В Португалии бытование народного костюма поддерживается многими организациями, стремящимися возродить традиции. Их усилия привели к унификации и дальнейшему художественному оформлению отдельных элементов костюма [Os bordados]. На развитие костюма оказывают влияние профессиональные художники и модельеры. Формируется спрос на аксессуары, и, соответственно, расширяется производство платков, сумочек, украшений, обуви.
Костюм миньоты фигурирует в праздничной символике, его можно увидеть в рекламе магазинов, на улицах городов, художественных открытках (рис. 6).
Пропаганда народного костюма в стране и диаспорах задействует целую производственную цепочку, мотивирует ремесленников создавать высококачественные изделия, продолжать и совершенствовать традиционные технологии (в том числе ювелирные, вышивание, кружевоплетение и пр.). Было создано и постоянно пополняется несколько интернет-сайтов и блогов, посвященных португальскому фольклору, в том числе костюму: Trajes de Portugal, Folclore de Portugal, Folk Costume & Embroidery и др. Материалы переводятся с португальского языка на английский.
Подаренный МАЭ костюм «миньоты» класса «люкс», изготовленный в г. Вьяна-ду-Каштелу в 2010 г., наглядно демонстрирует высочайший уровень португальского ремесла.

Коллекция № 7481

№ 7481-6. Платок головной (o lenço de cabeça – ленсу ди кабеса). Из фабричной ткани машинной работы со штампованным рисунком. На красном фоне по сторонам квадрата размещен цветочный орнамент зеленого, желтого, белого, розового, оранжевого цветов, середина оставлена незаполненной. Бахрома из шерстяных нитей красного цвета, сплетенных в верхней части в узор (рис. 13).
Материал: ткань акриловая, краска, нити акриловые.
Техника: фабричное крашение, плетение бахромы.
Длина 90×90 см. Длина бахромы 20 см.
Место происхождения: Вьяна-ду-Каштелу (Viana do Castelo, Portugal).
Этикетка: Pinheiro & Pinheiro Lta. Minhoto®. Viana do Castelo, Portugal.

100 % acrilico.
Сохранность: без видимых повреждений.

№ 7481-7. Платок наплечный, или косынка нагрудная (o lenço de peito – ленсу ди пейту). Завязывается на груди крест-накрест. Половина платка из такой же фабричной ткани машинной работы со штампованным рисунком, как и № 7481-6. На красном фоне по бокам размещен цветочный орнамент зеленого, желтого, белого, розового, оранжевого цветов, середина оставлена незаполненной. Бахрома из шерстяных ниток красного цвета, сплетенных в верхней части в узор. Самая широкая часть треугольного платка подшита на машинке (рис. 14).
Материал: ткань акриловая, краска, нити акриловые.
Техника: фабричное крашение, плетение, кисти.
Длина 140 см. Наибольшая ширина 69 см. Длина кистей 20 см.
Место происхождения: Вьяна-ду-Каштелу (Viana do Castelo, Portugal).
Сохранность: без видимых повреждений.
Вложения
Рис. 13. Платок головной. Г. Вьяна-ду-Каштелу, Португалия. 2010 г. МАЭ. Колл. № 7481-6
Рис. 13. Платок головной. Г. Вьяна-ду-Каштелу, Португалия. 2010 г. МАЭ. Колл. № 7481-6
Рис. 14. Платок наплечный. Г. Вьяна-ду-Каштелу, Португалия. 2010 г.<br />МАЭ. Колл. № 7481-7
Рис. 14. Платок наплечный. Г. Вьяна-ду-Каштелу, Португалия. 2010 г.
МАЭ. Колл. № 7481-7
Последний раз редактировалось ipsilon1 15 июн 2016, 02:50, всего редактировалось 1 раз.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 15 июн 2016, 01:57

Платочки эти, с характерными завитушками, разных цветов, но преимущественно красные - часть костюма селянки Минью, а с 1930-х годов - общенационального португальского народного костюма. Шали и платки изучают, проводят посвященные им конференции, издают каталоги. Мало того, что они являются экспонатами Музея костюма во Вьяна-ду-Каштелу, созданного в 90-х годах прошлого века, так принадлежности этого костюма, в т.ч. и платки, с 2010 г. являются ценными экспонатами питерского Музея этнографии РАН.
Честно говоря, от разноцветья цветов и завитушек уже в глазах рябит, за несколько дней примелькалось. Ибо в Португалии, и не только в ней,но и в бывших португальских колониях, эти костюмы в соответствующих случаях носит едва ли не все население - не только женская часть от крохотных малышек до глубоко пожилых дам, но даже и мужчины. Стройными рядами, как на параде, сотни и тысячи. Жуть.
Встречаются и другие рисунки на платках, но редко. Старинка какая-нибудь вклинится. А так - почти одни Веера. Причем заметила, что рисунок этот встречается в 2-х вариантах, разница - в форме лепестков-листиков на завитушках. Чаще встречаются платки с округлыми листиками , выполненными как бы одним движением. Такая форма как раз на костюмах в Кунсткамере. И мне показалось, что эти платки более дешевые и новые.
Вложения
18076341_qdOkU.jpeg
438735.jpg
105589355.jpg
Последний раз редактировалось ipsilon1 15 июн 2016, 02:44, всего редактировалось 1 раз.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 15 июн 2016, 02:05

Вот они, эти закругленные листочки.
Вложения
_188_0eb6337acfe53e95f5e79a71cec31e42.jpg
Traje à Vianesa (14).JPG
a26_abelo_6771.jpg

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 15 июн 2016, 02:14

И второй вариант - листики, заостренные на верхушке. Такие есть и во Вьянском музее, и встречаются в толпе, причем на платках, выглядящих более старыми. На последнем фото есть и тот, и другой варианты.
Вложения
Traje-Minhoto-Romaria-da-Agonia-Viana-do-Castelo.jpg
Cartaz-da-Agonia-2015.jpg
69f0bf3653a4088f344aaf77f21f9ec4.jpg
Последний раз редактировалось ipsilon1 15 июн 2016, 02:32, всего редактировалось 1 раз.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 15 июн 2016, 02:25

Кстати, на старых фото и открытках, пусть нечетко, но просматривается тоже заостренная форма листиков.
Это видно и на тех, что раньше выкладывала, и еще добавлю.
(Взято отсюда: http://4.bp.blogspot.com/-b0IKHsC2AUk/T ... 4%2529.JPG
http://www.cm-viana-castelo.pt/pt/galer ... otografias
http://bloguedominho.blogs.sapo.pt/grup ... de-3538725
http://etnografiaemimagens.blogspot.ru/ ... balho.html
http://bloguedominho.blogs.sapo.pt/2012/10/18/)
Вложения
maxresdefault.jpg
13589372_EblKc.jpg
trajes-minho-festa.JPG
Последний раз редактировалось ipsilon1 15 июн 2016, 02:47, всего редактировалось 1 раз.

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение ipsilon1 » 15 июн 2016, 02:41

И такие же заостренные листики на Цветочном веере - новинке ППМ :?
Museu do Traje, Viana do Castelo (6).jpg
Изображение

Tatyana
Любитель платков
Любитель платков
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 06 дек 2013, 00:52

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение Tatyana » 15 июн 2016, 15:40

ipsilon1 " Сегодня у меня случилось озарение. Не знаю, будет ли кому-то интересно, но очень хочется поделиться.."
Не просто интересная, а исключительно любопытная подборка. Поразила перекличка "архитектурного водоворота" и цветового веера в рисунках платков..
Спасибо за занимательное исследование^% ^%

Элистинка
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 1637
Зарегистрирован: 05 июн 2015, 13:27

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение Элистинка » 15 июн 2016, 21:42

Дамы, чудесо да и только!

filamentoza
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4373
Зарегистрирован: 24 сен 2009, 20:05
Откуда: Москва

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение filamentoza » 15 июн 2016, 23:38

ipsilon1, спасибо! Невероятно интересно! Выходит, этот платок изначально и есть народный португальский? Удивительно. А у tryn-trava, видимо, аутентичный, "в кастрюльке из Парижу Португезии" привезенный, и листики в веере кругленькие.
Спасибо большое. ^% Поразительное открытие! Интересное чувство по прочтении темы. "О сколько нам..." :""

filamentoza
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4373
Зарегистрирован: 24 сен 2009, 20:05
Откуда: Москва

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение filamentoza » 16 июн 2016, 14:03

Опять я)) Зацепила тема. Подумала: может быть, ППМ восстанавливала и печатала Цветочный веер как раз по заказу Португалии? Были же прецеденты. Ну и нам такую возможность дали - владеть португальским национальным платком в национальных же колоритах. Какая многослойная история вышла. Не просто восстановлен платок, что само по себе событие. А платок - наследие другой культуры. ipsilon1, спасибо большое ещё раз за рассказ! ^%

Любовь Анатольевна
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 13942
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
Откуда: Москва

Re: О павловопосадских рисунках в португальском народном кос

Сообщение Любовь Анатольевна » 16 июн 2016, 16:13

Ух ты! Какая интересная тема! ?*(): Люблю такие.

Ответить

Вернуться в «Другие платки и шали»