Интересная статья об определении подлинности янтаря
http://natalyalakshmi.livejournal.com/26545.html
Янтарь: учимся отличать натуральный.
... темой очередного заседания Одесского клуба коллекционеров стал янтарь и способы его проверки.
Кстати, наличие в образце насекомых или фрагментов растений не является абсолютным подтверждением того, что перед нами настоящий «взрослый» янтарь. Кроме того, все чаще встречаются синтетические имитации янтаря с насекомыми. Однако замурованные в них «мученики» слишком аккуратно располагаются, чтобы можно было принять их за подлинных. Насекомые, заливаемые в прозрачные пластмассы, уже мертвы — и в позах, в которых они увековечиваются, не видно признаков борьбы за свою жизнь, все слишком красиво.
Один из способов проверки является проверка соленой водой. Натуральный янтарь обладает сравнительно невысокой плотностью (около 1,04-1,25 г/см3), что соответствует приблизительно плотности морской воды. Природный янтарь имеет свойство тонуть в пресной воде, но всплывает в солёной. Для проведения данного метода анализа нужно приготовить солевой раствор из расчёта 90-100 грамм пищевой соли на 1 литр воды. Накануне заседания клуба большинство форумчан занялись потоплением своих бус и украшений в соленой воде. То и дело возникали посты: «ой всплыл!!», «а мой утонул!!», «А у меня бусы зависли посередине». Самый дотошный догадался распустить бусы и обнаружить, что большая часть из них утонула, а всплыло лишь несколько бусин. Что позволило сделать предположение о том, что в изделии возможен микс из натуры и имитации. Имитации янтаря из пластмассы и пластика, конечно же, тонут.
Бусина, вручную изгтовленная из пластики
Тут же возник вопрос, почему же куски янтаря не плавают на поверхности Балтийского моря, а спокойно лежат на дне. Но дело в том, что Балтийское море как раз не особо соленое и не годится для того, чтобы пустить янтарь в свободное плавание. А то, действительно, выглядело бы это очень забавно.
К тому же, что натуральный янтарь не любит соль и от усердных проверок может портиться и темнеть, поэтому свой янтарь мне топить не хотелось.
Лично мне понравился очень простой способ проверки: подержать янтарь в руках и аккуратно потереть. Натуральный будет издавать очень приятный запах хвои. Некоторые с той же целью поджигают янтарь, но трение дает тот же самый результат без особого насилия. Усиленно растерев свои образцы, мы наслаждались запахом янтаря, который сразу же наполнил пространство. Понятно, что имитация из пластика при трении пахнуть никак не будет, а при поджоге издаст нестерпимую вонь. Учтите, что современные умельцы изготавливают из пластики настолько похожие на натуральный дикий янтарь бусы, что по фото отличить просто невозможно. Будьте бдительны!
Проверить подлинность янтарного образца также можно с помощью острого перочинного ножа, но для этого придется слегка повредить образец. Дело в том, что при попытке сделать срез с образца натуральный янтарь и копал будут крошиться, в то время как с синтетического образца будет сходить стружка.
Вышеупомянутые способы, к сожалению, не позволяют отличить натуральный янтарь от прессованного или плавленного (амброида). А также от низкосортной смолы тропических деревьев(копала) и канифоли, которые не содержат янтарной кислоты. Поэтому в данном случае нужны другие способы. Опытные янтареманы поделились, что плавленный янтарь всегда однороден, в то время как в натуральном можно разглядеть микрослои-то, как стекала и затвердевала со временем смола. Пузырьки воздуха в натуральном всегда округлые, а в плавленном как бы сплющены, что обусловлено производственным процессом. Ведь получают его путем прессования очищенного от корочки, мелкого янтаря в единую, однородную массу. При этом добавляются различные красители, и они не всегда распределяются равномерно, как на этих фото. Встречаются сгустки красителя и они образуют "разводы" и замысловатые "рисунки", но надо сказать, что и они выглядят повторяющимися и в них нет неожиданных и непредсказуемых узоров, как в натуральном янтаре.
Отличительным признаком копала является наличие большого количества трещинок на поверхности. Кроме того можно капнуть на него эфиром. Место, куда попала капля, станет липким, а после испарения эфира помутнеет. Натуральный янтарь останется сухим и липнуть не будет. При помощи эфира проверяется и плавленный янтарь, который тоже станет липким.
Иногда копал в изделиях искусственно старят, чтобы было впечатление старинной вещи из натурального янтаря. В данном случае, нужно хорошо рассмотреть бусины на стыках- старое изделие всегда будет иметь потертости от времени и микросколы.
Кроме того, янтарь могут тонировать и температурно обрабатывать (коптить) для улучшения цвета. Янтарь проваривали в меду для получения красноватого цвета, однако при этом часто появлялась тонкая сеть трещинок. Для просветления янтарь кипятят в растительном масле, а для подкрашивания в масло добавляют органические красители. Путем термообработки высоких сортов естественного или прессованного янтаря в горячей печи при температуре 220 °С в течение 1,5—2 часов с последующим охлаждением под листом асбеста на прокаленном песке получают игристый янтарь. Такой янтарь, содержащий небольшие веерообразные трещинки, создающие дополнительную красивую игру камня.
Труднее всего распознать синтетические смолы, имитирующие янтарь. Качественно сделанную подделку визуально отличить от настоящего янтаря практически невозможно. Но и в этом случае существует несколько способов проверки подлинности камня. Один из них - поместить камень под поток ультрафиолета: под его воздействием натуральный природный янтарь будет отсвечивать голубоватым, низкосортные копал и амброид - молочно-белым, а синтетические имитации - любым другим цветом.
На заседании также поделились способами ухода за янтарем. Самый лучший-полировка льняной тряпочкой и последующее бережное натирание маслом( у членов клуба опыт работы с персиковым маслом). Старый потемневший янтарь оживает, начинает блестеть.
Ну вот и все. Остается надеяться, что ажиотаж спадет, торгаши заработают, а китайцы насытятся прибалтийским янтарем, и обычный человек тоже сможет побаловать себя этим чудесным камнем.
Lakshmi по материалам заседания Одесского клуба коллекционеров камней и минералов.