Впечатления о прочитанном в книгах про платки

Модераторы: eleka, Натик, Фрекен_Жюли

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20672
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Впечатления о прочитанном в книгах про платки

Сообщение eleka » 31 мар 2016, 23:26

Пока "застолблю" местечко для новой темы
tata64 писал(а):Для начала.

Книги:
Из книги "Плат узорный" viewtopic.php?f=18&t=1915

Из книги "Русские шали" viewtopic.php?f=3&t=380

"Платочной радуги узор" viewtopic.php?f=18&t=7008

Статьи в газетах и интернет-изданиях:

тема "О нас пишут" viewtopic.php?f=39&t=2213

Тема "Старопавловская газета" : здесь viewtopic.php?f=26&t=433

и здесь viewtopic.php?f=39&t=924

Тема "Рубрика "Национальное достояние" viewtopic.php?f=39&t=3551

Неопубликованное: Дипломные работы, диссертации

Дипломная работа форумчанки Махариши (М.Н. Коноваленко) о сохранении традиционной семантики павловопосадского платка viewtopic.php?f=62&t=7965&hilit=*%D0%9C ... 30#p425870

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение tata64 » 02 апр 2016, 21:25

Девочки, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о новой книге здесь. Свою книгу ещё жду, тоже оставлю комментарий.

Любовь Анатольевна
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 14044
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение Любовь Анатольевна » 03 апр 2016, 00:52

Цитата из новой книги: Особой ценностью Сергиева-посадского собрания явилось наличие значительного числа платков 19-начала 20 века с Павловопосадскими фабричными клеймами.
В настоящее время их 28, в то время, как в других музейных коллекциях... можно насчитать лишь единицы таких платков.

Цитата: Технологические и художественные особенности Павловских платков разных временных периодов, выявленные на платках с фабричными клеймами, впоследствии позволили отнести к этому производству ещё несколько десятков немаркированных шалей второй половины 19-начала 20 века.

Цитата: Одним из сложных стал вопрос определения авторской принадлежности платочных рисунков второй половины 19-начала 20 века... В каталоге указывается имя автора только двух платочных рисунков дореволюционного периода, но и эта атрибуция дана под знаком вопроса, поскольку она была сделана лишь на основе устойчивого фабричного предания. (От себя - это "Разводной" и "Подкова" Степана Постигова).

Цитата: В 19-начале 20 века клеймение шалей осуществлялось на основании закона 1830 года...
И(!) ... Самое интересное: "Необязательность маркировки, определенная сложностью при наложении клейма-штампа приводили к тому, что даже на тех предприятиях, где клеймение было введено в практику, маскировался далеко не каждый экземпляр."

Далее про клейма (читается как художественная литература!): Для владельцев фабрик наличие клейм на изделии имело значение только в двух случаях: при заграничной торговле (клейменные товары не облагались таможенными сборами при пересечении границы) и при сложившейся репутации производства: на рынке изделия со знакомыми марками, гарантировавшими их качество, пользовались большей популярностью и легче продавались.
В настоящее время печатается клеймо с розочкой - это я от себя. :)

И, наконец, оооочень интересная информация про штампы с номером (!)
"Возвращаясь к маркировке платков, заметим, что на дореволюционных платках кроме клейм часто сохраняются фабричные штемпельные номера (иногда только номера без клейм), о назначении которых можно только догадываться". (!!!) "Первоначально казалось, что это номера платочных рисунков, но на дуплетных экземплярах шалей они почти никогда не совпадают. Вероятнее всего это личные номера набойщиков (по годовым книгам учета работников фабрики), которые должны нести ответственность за качество своего труда."

ANNI была близка к ответу на этот вопрос в соответствующей теме про номера.

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение tata64 » 03 апр 2016, 10:28

Любовь Анатольевна, спасибо за информацию из книги! Очень интересные сведения! ^% ^% ^%

Любовь Анатольевна
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 14044
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение Любовь Анатольевна » 03 апр 2016, 12:10

Тата! ^%
Вот что ещё меня удивило и поразило. Вроде бы читала и знала, что в медальонах Подмосковных вечеров (оригинале) присутствует переход цвета от оливкового к сиренево-фиолетовому и темно-вишневому, но только после прочтения книги (частично и взапой), я узнала, что это вторая известная шаль после "Теневой", где присутствует такой же эффект (технология теневой печати) - и это старинные "Подмосковные вечера". Сравнивая с восстановленными вечерами этого колорита - еле просматривается нечто похожее на эффект теневого перелива...

И ещё - сколько же шалей и их кусочков было спасено из Утильсырья в своё время. И сколько же пропало((((

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3904
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение argon » 04 апр 2016, 09:40

Познакомилась с новой книгой Толстухиной и Полосиновой. Пока что бегло: поверхностное сканирование.
Очень нравится книга! Низкий поклон авторам ^% . Какая работа проделана - не передать: это сколько же разношерстных и разрозненных архивов надо было перелопатить! Вспомнился Маяковский:

Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.

Пусть не поэзия, но ценная информация. К которой мы иначе никогда не получили бы доступа (скорее всего).
Еще что несказанно меня радует: никаких домыслов. Все строго научно, подтверждается документами. Мало этого! Легенды и расхожие домыслы в этой книге тоже нашли свое место: именно СВОЕ место.
Огромное количество фотографий - это праздник :: . Много нового. Много не только шалей, но и платков, которым обычно уделяется мало внимания. И - зря.
Ряд моментов явился для меня, скажу честно, полной неожиданностью (но об этом - в свой черед).
Фантастический раздел кроков. Совершенно под другим углом увидела шали Семена Рыжова. Боже, какая же это для нас удача, что он подарил свои кроки музею!
Ну и ложка дегтя. Я все понимаю: ограничения по объему - это вечная беда. Но так жалко, что фото платков и шалей мелкие!
В остальном - превосходная книга!

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3904
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение argon » 04 апр 2016, 10:00

Любовь Анатольевна писал(а):Цитата: Технологические и художественные особенности Павловских платков разных временных периодов, выявленные на платках с фабричными клеймами, впоследствии позволили отнести к этому производству ещё несколько десятков немаркированных шалей второй половины 19-начала 20 века.
Да, это немного скользкий момент. В смысле, бездоказательный в строгом смысле слова. Но, если художественные особенности - это не очень надежно, то особенности технологические - весомый аргумент.
Любовь Анатольевна писал(а):Цитата: Одним из сложных стал вопрос определения авторской принадлежности платочных рисунков второй половины 19-начала 20 века... В каталоге указывается имя автора только двух платочных рисунков дореволюционного периода, но и эта атрибуция дана под знаком вопроса, поскольку она была сделана лишь на основе устойчивого фабричного предания. (От себя - это "Разводной" и "Подкова" Степана Постигова).
В предыдущем посте забыла написать о списке рисовальщиков и художников (с 19 века до наших дней). Ох, немало их было. Это я к чему: когда мы строим свои гипотезы относительно авторства той или иной шали, нельзя забывать, что было немало и тех, о манере которых мы ровным счетом ничего не знаем.
Любовь Анатольевна писал(а):И, наконец, оооочень интересная информация про штампы с номером (!)
"Возвращаясь к маркировке платков, заметим, что на дореволюционных платках кроме клейм часто сохраняются фабричные штемпельные номера (иногда только номера без клейм), о назначении которых можно только догадываться". (!!!) "Первоначально казалось, что это номера платочных рисунков, но на дуплетных экземплярах шалей они почти никогда не совпадают. Вероятнее всего это личные номера набойщиков (по годовым книгам учета работников фабрики), которые должны нести ответственность за качество своего труда."
ANNI была близка к ответу на этот вопрос в соответствующей теме про номера.
Скромненько так :oops: ...
ANNI писала про ОТК: http://platforum.ru/viewtopic.php?f=63&t=14697#p503630
А про набойщиков - одна из моих гипотез: http://platforum.ru/viewtopic.php?f=63&t=14697#p504046

Любовь Анатольевна
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 14044
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение Любовь Анатольевна » 04 апр 2016, 10:09

Аня, пишите - интересно! ?*():

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3904
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение argon » 04 апр 2016, 10:55

Чуть-чуть результатов первичного знакомства с книгой. То, что хотелось бы обсудить с вами, уважаемые единомышленницы!

1). с.28. Оригинал шали Подмосковные вечера. По фото видно, что грунт темно-коричнево-бордовый. А по фото, публиковавшимся ранее, представлялось, что черный. Радуюсь: 17 колорит восстановленной версии.

2). Удивило.
с.102, кат.57. Ручная набойка, хб. Эта шаль датирована 1930-ми годами, а бахромушка-то на ней какая? Такая, какую мы видим на аналогичных машинных хб шалях 1960-80-х годов. Одно из двух: либо такую бахрому начали использовать еще до войны, либо ошибка датировки. То же недоумение у меня было, когда Sveta опубликовала репортаж о выставке платков из коллекции Стахеевых, которая проходила осенью 2011 года в Сергиевом Посаде: http://platforum.ru/viewtopic.php?f=18& ... 85#p112352, 6-я шаль. Но там шаль мне показалась изготовленной машинным способом - благо, можно при увеличении рассмотреть детали. Датирована 1930-ми годами. Видимо, датировка делалась по методу аналогии, на основе шали из Сергиево-Посадского музея. Допускаю, что эти две шали могли быть напечатаны в разное время: одна до войны, другая - в 1970-е.

3). Заметочки относительно авторства. Повод для размышлений.
с.116, кат.86 - со слов И.П.Дадоновой - Злата Ольшевская, в новой книге - Клара Зиновьева. Ничего не могу сказать. Живьем не видела, картинки мелкие.
с.119, кат.91 - мы называем Ливадия и считаем, что автор - Ирина Дадонова (информация на форум пришла из Чугуевского музея, где, как я помню, было многое переврано). В новой книге - Клара Зиновьева. В принципе, у меня нет возражений (рассматривала прорисовку роз).
с.145, кат.143 - со слов И.П.Дадоновой - Евгений Штыхин, в новой книге - Галина Сотскова. Надо смотреть...
с.158, кат.169 - NB! - по новой книге, платочек 1960-х годов, Евгений Штыхин. Кто только не печатал этот рисунок! Его так заездили, что первая мысль, при виде такого платка: фейк! Однако теперь мы достоверно знаем, что изначально это рисунок ППМ. Смотрим внимательно, чтобы не прошляпить ручную набойку :D .
с.170, кат.190 - фрагмент, поступил в дар от МППО в 1969 году. Со слов И.П.Дадоновой - Злата Ольшевская, в новой книге - без указания авторства. Вообще, странный дар >< - кусочек шали. И, кстати, в книге сообщается, что это ручная набойка. Фото мелкое, поэтому ничего не скажу. Но отмечу, что этот рисунок печатался и в машинном варианте, причем как на шерсти, так и на хлопке.

Пока все. Надо на работу идтить :evil: .
Последний раз редактировалось argon 04 апр 2016, 11:01, всего редактировалось 1 раз.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3904
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение argon » 04 апр 2016, 10:57

Любовь Анатольевна писал(а):Аня, пишите - интересно! ?*():
Люба, и Вы - тоже ;) ! Кто-то одно приметит, кто-то другое. И поговорить интересно, опять же.

Любовь Анатольевна
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 14044
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение Любовь Анатольевна » 04 апр 2016, 11:08

Сейчас я сфоткаю платок Сухаревской "Водоросли". Не знала про такой. Колориты, кстати, модные в то время.
И ещё я узнала (не думала что) в платке "Санкт-Петербург" участвует 22 цвета.
Последний раз редактировалось Любовь Анатольевна 04 апр 2016, 11:15, всего редактировалось 1 раз.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3904
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение argon » 04 апр 2016, 11:13

Любовь Анатольевна писал(а):Сейчас я сфоткаю платок сузаревской "Водоросли". Не знала про такой. Колориты, кстати, модные в то время.
А вот тут http://platforum.ru/viewtopic.php?f=63& ... 45#p462970 его Ирина Дадонова определила. И Елена Жукова и Наталья Белокур тоже были согласны, что это Татьяна Сухаревская. Теперь все окончательно сошлось :D .
Волшебный рисунок :: !

Любовь Анатольевна
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 14044
Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение Любовь Анатольевна » 04 апр 2016, 11:16

Пропустила. Тогда не надо фото? Просто в галерее художника про этот платок ни слова.
В книге он 125/125 и с осыпкой.

Описание: Основной мотив платка "Водоросли" - стилизованная растительная ветвь, изгибы которой напоминают извивающиеся под водой водоросли.
В соответствии с модой платочные композиции в это время строили на гармоничном сочетании сближенных тонов с преобладанием бежевых, охристых, коричневых и зеленоватых.
Вложения
Водоросли. Татьяна Сухаревская. 1994
Водоросли. Татьяна Сухаревская. 1994

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3904
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение argon » 04 апр 2016, 11:59

Как не надо - надо! Да и колориты другие.
А насчет осыпки - было дело, в 1990-е некоторые платки 125 шли с осыпкой. У меня такие Нежность и зеленый Февраль. Но я не очень люблю осыпку. Точнее, глазом - люблю, а носить - нет.

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: ДРУГИЕ источники информации о платках и шалях

Сообщение tata64 » 04 апр 2016, 21:45

Сегодня получила свой экземпляр каталога, и с огромным интересом ее пролистала. Нашла много сюрпризов.

Шаль, которая, у меня на аватаре, которую мы называем "Ливадией" и автором считаем И.П. Дадонову, - оказывается, это - шаль без названия авторства К.С. Зиновьевой. Ничего не понимаю! Ирине Петровне я эту шаль не показывала, была уверена в достоверности информации. Ну вот так.

Авторы каталога пишут, что эта шаль поступила в музей в 1996 году из ассортиментного кабинета ППМ. "В 1996 году, когда платочное предприятие предоставило музею возможность отбора платков из повторных экземпляров ассортиментного кабинета. информация на хранящиеся там предметы отсутствовала. Для проведения атрибуций поступающих в музей шалей были привлечены сотрудники Павловопосадской платочной мануфактуры. Большую помощь в этой работе оказали старейшие художники фабрики Е.П. Регунова и И.П. Дадонова, хранитель ассортиментного кабинета Т.В. Афанасьева." (с.11).

Так чья же "Ливадия"? И "Ливадия" ли она вообще? ^V^
Вложения
каталог.jpg

Ответить

Вернуться в «Печатные каталоги фирменной платочной продукции»