В коллекции павловских шалей достойное место занимают экземпляры, которые являются свидетельством неиссякаемой творческой фантазии художника Константина Егоровича Аболихина.
Начав работать на рубеже 19 и 20 веков, этот талантливый мастер отдал призводству свыше 60 лет.
Выходец из простой крестьянской семьи, Константин Егорович Аболихин с детства пристрастился к рисованию. И с самого раннего детства он не мог без волнения смотреть на бескрайние просторы полей, на разноцветье лугов. Наверное, любовь к рисованию, любовь к русской природе и определили судьбу художника.
Мальчиком Константина Егоровича пристроили подручным на платочную фабрику Грязнова и Лабзина. Его способности быстро заметили, и вскоре он попадает в рисовальню к мастеру на обучение. Здесь молодой человек "набивает руку", копируя различные образцы. Только через много лет кропотливого труда Константин Егорович Аболихин, в полной мере освоивший сложную технику рисунка и набивки, получил право создать самостоятельно свой рисунок. Это был первый успех, это было рождение художника.
Очень спокойный и уравновешенный, Константин Егорович на деле как бы аккумулировал творческие силы, что позволяло ему воплощать любые свои замыслы...Шали с рисунками К. Аболихина повсюду пользовались неизменным успехом, на всех всесоюзных и международных выставках они получали высокие награды. И сегодня рисунки этого художника - в "обойме" действующих.
В наследии К Аболихина значительное место занимают растительные мотивы (крупные цветы в самых различных ракурсах, разбросанные преимущественно по углам). Каждая форма лепится художником почти со скульптурной выпуклостью, чеканность форм и их пластическая выразительность удивительны. Композиции К. Аболихина поражают уравновешенностью, гармонической слаженностью всех элементов.
Последователи и ученики к. Аболихина - Е. Штыхин, С. Рыжов...
Шаль с восточным (турецким) рисунком
Набивка, 1934 год
Шаль с кружевным восточным (турецким) рисунком
Набивка, 1935 год
Ручная печать на кремовом поле. Фотография 2015 г.
катунька писал(а): ...Просто сдержаться и не поделиться переполняющими меня эмоциями даже не радости,а сопричастности чуду не могу.ибо нигде, кроме как здесь меня не поймут. Вот такой необычный подарок на 8 марта -материализовался из пространства-муж купил у бабушки на мелком рыночке караван Аболихина,первоисточник,как я понимаю для нынешнего Каравана.рисунок выглядит объемнее и живее по сравнению с современным-он как- будто сказку рассказывает-там водоросли шевелятся в подводном царстве,и головы жар птиц ясно видны и самоцветы гранями играют!да простят меня все,но современный горячо мной любимый вариант рядом с ним выглядит просто орнаментальной шалью.видимо,дело в тепле рук и энергии,того кто набивал рисунок...
Ручная печать на оранжевом поле
eleka писал(а):На кашмирской шали рисунок академичнее, узорнее, орнаментальнее и поэтому, на мой взгляд, ритмичнее. Т. е. предсказуемее. А КАРАВАН аболихинский - он же степью пахнет, в нём воздух, ветер, кочки и колючки...
Похож, конечно, но не такой выписанный и густо-пряный. Аромат другой, более лёгкий, травяной
И сам узор - как колючка степная, круглая, спутанная. Летит себе, гонимая ветром, в вечность. Красота!
Правда жизни в нём, в этом рисунке. Как в музыке Шнитке.
Natasik писал(а):Получила на днях винтажный платочек из Харькова. Рисунок идентифицирован как современный "Вечерний" или старинный "Осенний". Никаких этикеток не сохранилось, бывшая владелица сообщила, что платок примерно 1955 года приобретения...
ПАВЛОВОПОСАДСКИЕ ШАЛИ. Н.В. Толстухина, Т.А. Полосинова (Москва, "Интербук-бизнес", 2007)
В 1930-е годы появился интересный опыт в области колористики. Цветок, в частности розу, художники расцвечивали не только в привычные красные тона, но и в желтые, коричневые, оранжевые, зелёные и голубые. Сами цветочные формы укрупнили, часто изображали широко раскрытыми, с развернутыми лепестками...
Наиболее ярко традиционное направление выразилось в творчестве Константина Егоровича Аболихина - классика павловского платка. Он был мастером растительного узора. В его композициях встречаются разные цветочные мотивы, но преобладают садовые цветы: хризантемы, георгины, лилии, предпочтение же отдаётся розе. Цветы изображаются в сложных разворотах, с тональными светотеневыми разработками, благодаря чему выглядят как живые. Платки и шали по рисункам К. Е. Аболихина выпускались очень долго. В настоящее время многие из них восстанавливают и готовят к производству.
ЦВЕТОЧНАЯ КАРУСЕЛЬ 896-5,-6,-10,-13
Белокур Наталья, переработанный рис. 30-х годов шали "Круг", К. Аболихин
Шаль, напечатанная на уплотненной шерстяной ткани 148х148