ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD
-
- Любитель платков
- Сообщения: 485
- Зарегистрирован: 26 окт 2022, 09:19
- Род занятий: Художник по шёлковой микровышивке, жемчужное и золотное шитьё, лепка фарфора
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Так это может быть и не клеймо, а именник. Там как раз только инициалы
-
- Опытный платочник
- Сообщения: 526
- Зарегистрирован: 13 мар 2021, 19:11
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Вот фото клейма. (Или именника). И номер рисунка - 250.
-
- Любитель платков
- Сообщения: 485
- Зарегистрирован: 26 окт 2022, 09:19
- Род занятий: Художник по шёлковой микровышивке, жемчужное и золотное шитьё, лепка фарфора
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Попробую предположить, что это именно именник. Про цифры: мы склоняемся к мысли, что это сквозная нумерация шалей в партии, а не номер рисунка, как, например можно видеть на образцах Шлиссельбургской мануфактуры. Они прямо так и пишут «Рисунок N…». В последних постах ветки «Открытия» мы обсуждали такие образцы с инициалами. Мысли о сквозной нумерации возникли на примере образцов с Подковой. Их уже много нашлось и даже подряд. Хотя может быть всякое и в Вашем случае это именно номер рисунка. Пока остаётся загадкой. Попробуйте найти хотя бы остатки клейма.
-
- Опытный платочник
- Сообщения: 526
- Зарегистрирован: 13 мар 2021, 19:11
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Есть предположения, сколько шалей могло быть в одной партии? То есть, если у партии номер аж 250, то таких шалей должно быть много, и печататься должны долго. Но на форуме такого рисунка пока нет... кажется... ) Фото предоставлю после.
Про номера рисунков. У Табачных листьев номер 137, а у Солнечной тропинки - 1847. Хотя рисунок тот же. (Про масштаб я понимаю). Может ли быть, что и у Подковы номер рисунка изменился? Например, со сменой оборудования для печати.
PS: других отметок на левой стороне не обнаружено.
Про номера рисунков. У Табачных листьев номер 137, а у Солнечной тропинки - 1847. Хотя рисунок тот же. (Про масштаб я понимаю). Может ли быть, что и у Подковы номер рисунка изменился? Например, со сменой оборудования для печати.
PS: других отметок на левой стороне не обнаружено.
-
- Любитель платков
- Сообщения: 485
- Зарегистрирован: 26 окт 2022, 09:19
- Род занятий: Художник по шёлковой микровышивке, жемчужное и золотное шитьё, лепка фарфора
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
На форуме есть варианты Подковы с обнаруженными штампами 187, 255, 210, 184. За последнее время я видела ещё образцы с номерами 233, 242, 239. Иногда разный средник по цвету и кайма. Мы можем только гадать. Всё же, вероятнее всего, это сквозная нумерация
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Добрый вечер всем участникам разговора. Немного информации по материалам сборника Русского музея " Платки и шали в России XVIII - XXI века" к размышлениям по поводу квадратного клейма с буквами Ф. В.
В сборнике есть фотографии разных клейм, вытканных на шёлковых тканях. Обратила внимание, что многие начинаются с буквы Ф с точкой или содержат эту букву внутри других, например
Ф.П.К.Г.Л.
Ф.Б.Д.М.Н.Л
Ф. П.Г.Мар
Ф.Л.И.БАКУЛИНА
С.Ш.Ф.К.Г.Л.
СШФ:МПГК:ИЕА:Л
Все эти "шифровки" содержат слово "Фабрика", обозначенное буквой Ф.Эти клейма вытканы на изделиях шелкоткацких фабрик. Временной период - вторая половина 18 века - первая половина 19 века.
Значит, обычная практика обозначать на тканых клеймах буквой Ф. слово "фабрика" в России была общепринятой.
На набивных хлопковых платках или шалях встречаем аналогичные клейма
Ф:Василия:Рубачева:ВъШуе
Ф:ГУЧКОВЫХЪ
Все эти клейма имеют вытянутую прямоугольную форму. Надпись может обрамляться рамкой.
Круглые клейма появились ближе к середине 19 века и существовали одновременно с прямоугольными.
Смею предположить, что квадратное клеймо Ф.В. есть нечто промежуточное между вытянутым и круглым клеймом.
Среди московских фабрик того периода существовала фабрика, принадлежавшая крестьянину Васильеву. (Ф.В. - фабрика Васильева)
Процитирую абзац
Мануфактура Г.С. Васильева (1812-?) - одно из крупнейших предприятий Москвы середины 19 века по производству набивных платков. Принадлежала крестьянину Григорию Васильеву, находилась в Хамовнической части в доме купчихи Малюковой, упоминается в 1833. Ткацкая набивная шерстяная и смешанных изделий фабрика, находящаяся в Басманной части, 5 кв., в его собственном доме, была основана в 1844. Ежегодно на ней вырабатывалось сатиновых и полушерстяных платков на сумму 650 000 руб. серебром.
В сборнике есть фотографии разных клейм, вытканных на шёлковых тканях. Обратила внимание, что многие начинаются с буквы Ф с точкой или содержат эту букву внутри других, например
Ф.П.К.Г.Л.
Ф.Б.Д.М.Н.Л
Ф. П.Г.Мар
Ф.Л.И.БАКУЛИНА
С.Ш.Ф.К.Г.Л.
СШФ:МПГК:ИЕА:Л
Все эти "шифровки" содержат слово "Фабрика", обозначенное буквой Ф.Эти клейма вытканы на изделиях шелкоткацких фабрик. Временной период - вторая половина 18 века - первая половина 19 века.
Значит, обычная практика обозначать на тканых клеймах буквой Ф. слово "фабрика" в России была общепринятой.
На набивных хлопковых платках или шалях встречаем аналогичные клейма
Ф:Василия:Рубачева:ВъШуе
Ф:ГУЧКОВЫХЪ
Все эти клейма имеют вытянутую прямоугольную форму. Надпись может обрамляться рамкой.
Круглые клейма появились ближе к середине 19 века и существовали одновременно с прямоугольными.
Смею предположить, что квадратное клеймо Ф.В. есть нечто промежуточное между вытянутым и круглым клеймом.
Среди московских фабрик того периода существовала фабрика, принадлежавшая крестьянину Васильеву. (Ф.В. - фабрика Васильева)
Процитирую абзац
Мануфактура Г.С. Васильева (1812-?) - одно из крупнейших предприятий Москвы середины 19 века по производству набивных платков. Принадлежала крестьянину Григорию Васильеву, находилась в Хамовнической части в доме купчихи Малюковой, упоминается в 1833. Ткацкая набивная шерстяная и смешанных изделий фабрика, находящаяся в Басманной части, 5 кв., в его собственном доме, была основана в 1844. Ежегодно на ней вырабатывалось сатиновых и полушерстяных платков на сумму 650 000 руб. серебром.
-
- Новичок
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 08 фев 2024, 07:58
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Поделитесь, пожалуйста, названием средства чем стираете свои бесценные сокровища)Сударушка писал(а): ↑02 фев 2024, 00:18Когда я говорила о качестве изделия, то сразу хочу уточнить то, что меня приятно поразило. Я стираю шали, даже такие старые. И вот эта шаль абсолютно не покрасила воду! На фото цвет воды, в котором шаль лежит уже минут 5. Такая же история была с шалями из моей коллекции этого же периода. Получается, что краски и закрепители были очень высокого качества и они не потеряли свои свойства даже после эксплуатации
-
- Любитель платков
- Сообщения: 485
- Зарегистрирован: 26 окт 2022, 09:19
- Род занятий: Художник по шёлковой микровышивке, жемчужное и золотное шитьё, лепка фарфора
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
eleka, Елена, благодарю за точное пояснение. Обязательно ещё раз обращу внимание на эту часть книги. Если с буквой «Ф» на клейме такого рода стало яснее, то как расценить буквенный штамп на шали Щукина, который мы обсуждали в «Открытиях», остаётся непонятно.
-
- Любитель платков
- Сообщения: 485
- Зарегистрирован: 26 окт 2022, 09:19
- Род занятий: Художник по шёлковой микровышивке, жемчужное и золотное шитьё, лепка фарфора
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Ольга Павловна, обратите, пожалуйста, внимание на тему «Уход за платками». Там всё подробно описала.
-
- Новичок
- Сообщения: 36
- Зарегистрирован: 08 фев 2024, 07:58
-
- Опытный платочник
- Сообщения: 526
- Зарегистрирован: 13 мар 2021, 19:11
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
ППД_342
eleka, спасибо большое. У меня было 50:50, что Фабрика или Фёдор. ) Или даже 50:49,5, т.к. на эФ есть и другие имена.))
Фотографии. Четвертью и половиной. Фото квадратиком сделать не получится, т.к. в какие-то времена шаль была разрезана пополам по долевой нити на два палантина. Кромка проходит по длинной стороне, она составляет 150 см. Рисунок интересным образом совмещается по центру переда.
eleka, спасибо большое. У меня было 50:50, что Фабрика или Фёдор. ) Или даже 50:49,5, т.к. на эФ есть и другие имена.))
Фотографии. Четвертью и половиной. Фото квадратиком сделать не получится, т.к. в какие-то времена шаль была разрезана пополам по долевой нити на два палантина. Кромка проходит по длинной стороне, она составляет 150 см. Рисунок интересным образом совмещается по центру переда.
-
- Опытный платочник
- Сообщения: 526
- Зарегистрирован: 13 мар 2021, 19:11
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Технология.
Ткань смесовая, как полагается, долевая нить хлопковая, поперечная - шерстяная. Бахрома из очень тонких шерстяных ниток. Тонкая, полшали в руке выглядят вот так.
Шов подгибки разреза выглядит современным и по исполнению, и по нитке.
На коротких сторонах сохранилась ручная намётка подгибки, выполненная перед навязыванием бахромы.
Ткань смесовая, как полагается, долевая нить хлопковая, поперечная - шерстяная. Бахрома из очень тонких шерстяных ниток. Тонкая, полшали в руке выглядят вот так.
Шов подгибки разреза выглядит современным и по исполнению, и по нитке.
На коротких сторонах сохранилась ручная намётка подгибки, выполненная перед навязыванием бахромы.
-
- Опытный платочник
- Сообщения: 526
- Зарегистрирован: 13 мар 2021, 19:11
-
- Опытный платочник
- Сообщения: 526
- Зарегистрирован: 13 мар 2021, 19:11
-
- Опытный платочник
- Сообщения: 526
- Зарегистрирован: 13 мар 2021, 19:11
Re: ПРА-БС Дореволюционные платки и шали с "номерами" и без
Неправильно я вчера поняла ответ.(
Имелось в виду не то, что партия 33 выпускалась после партии 32, далее 34, 35 и по порядку. А то, что, все платки в одной партии были по порядку пронумерованы.
Всё же мне трудно представить, для чего бы это было делать.
наверное - версия - это номер печатного оборудования (здесь боюсь употребить неправильный термин для его названия). Сделали новую манеру - присвоили ей номер, сразу сделали к ней соответствующую печать с номером. Для популярных рисунков, например, Подкова, чаще обновляли и/или делали несколько. А потом купцы шлют на мануфактуру письмо: разошлись платки с номером таким-то, пришлите ещё.) [только версия]
Имелось в виду не то, что партия 33 выпускалась после партии 32, далее 34, 35 и по порядку. А то, что, все платки в одной партии были по порядку пронумерованы.
Всё же мне трудно представить, для чего бы это было делать.
