БС Советские павловопосадские платки ручной набойки
Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD
-
- Опытный платочник
- Сообщения: 847
- Зарегистрирован: 31 окт 2014, 19:15
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
Вот, что попалось мне в руки.
У нас она числится под БС 317. Состояние шали для её возраста очень неплохое
Если кто-то сможет перенести фото из дропбох, чтобы их было видно, буду безгранично признательна.
https://www.dropbox.com/sh/0vw7p33b7xm2 ... IjFta?dl=0
У нас она числится под БС 317. Состояние шали для её возраста очень неплохое
Если кто-то сможет перенести фото из дропбох, чтобы их было видно, буду безгранично признательна.
https://www.dropbox.com/sh/0vw7p33b7xm2 ... IjFta?dl=0
- Лена-Календула
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 3796
- Зарегистрирован: 08 янв 2013, 17:44
- Откуда: Екатеринбург
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
Татьяна! Спасибо за открытие темы! Я-"чайник" в деле опознания техники печати. Можно попросить признаки, по которым узнать ручную набойку. Ведь не только отсутствие контуров, наверное? У меня были и Ежевика старой печати, и Розы и пионы. Сейчас лечу Евдокию. Думаю, она такая...
- Milora
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2488
- Зарегистрирован: 06 дек 2014, 12:29
- Род занятий: инженер-строитель-пенсионэр
- Откуда: Харьков
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
Спасибо Татьяне за классную тему. Вопрос к Знатокам: ручная ли это набойка? Размер 148*148. Фото немного светлее от вспышки.ППО_73
Последний раз редактировалось Milora 03 сен 2015, 09:41, всего редактировалось 1 раз.
- Milora
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2488
- Зарегистрирован: 06 дек 2014, 12:29
- Род занятий: инженер-строитель-пенсионэр
- Откуда: Харьков
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
еще немного. по-моему последнее фото с изнанки
Последний раз редактировалось Milora 03 сен 2015, 09:39, всего редактировалось 1 раз.
- crazywool
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 4106
- Зарегистрирован: 13 июн 2013, 22:26
- Род занятий: переводчик, рукоделие
- Откуда: Польша,Ольштын
- Контактная информация:
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
а у фабрики Троянда вообще была ручная набойка?
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
Favorit, Любовь!
eleka, "реперные" точки (не самое лучшее название, но ничего другого в голову не пришло) - это мое наблюдение над конкретной шалью. Как Вам кажется, это всё-таки они (то есть специальные технологические метки), или же случайные точки, капли?
Лена-Календула! Если бы я могла описать "признаки ручной набойки!, которые позволят на 100% отличить любую шаль от напечатанных шаблонами, я бы это сразу сделала. "Вербализовать" то, что видит глаз, мне пока не дано. Но глаз видит, можете не сомневаться. И вначале я покажу именно те платки, в технике печати которых не сомневаюсь. Есть и у меня несколько старинных платков, где я не могу быть абсолютно уверенной относительно техники их печати. Тоже покажу парочку, для обсуждения. Может быть, со временем, накапливая материал в этой теме, нам всем станут яснее эти самые "признаки ручной набойки". Для этого и надо: смотреть и обсуждать.
Так навскидку для себя определила главный "научный" методтыка. Платки только с ручной набойкой в советское время бытовали с 1917 г. по 1954 г. Значит, их нужно отделить от смежных групп - "лабзинских" платков (легко), и платков с фотофильмпечатью, вначале ручной. Вот Вам к примеру, шаль Леночка Клары Зиновьевой 1961 г. Очевидно, что ее рисунок изначально создавался под шаблоны.
Самый сложный вариант - это когда рисунок набивался и вручную, и позднее был переработан под шаблоны и печатался фотофильмпечатью. Вот тут нам и нужна "насмотренность". Нужно много старинных платков пропустить через свои руки, чтобы видеть эти отличия. В идеале - заиметь варианты одного и того же рисунка в разных техниках. Ту же Ежевику сравнивала с современным вариантом рисунка. Может быть, чуть позже об этом напишу.
Почему я стала делать сканы, а не фото? Это, мне это удобнее и т.п. Но главное - позволяет крупно увидеть рисунок. Вчера долго рассматривала фото Вашей Ежевики, но по фото однозначных выводов не сделаю. Предполагаю, что это все-таки ручная набойка, но в колорите, отличающемся от моей шали.
Кстати, бесконтурность рисунка совсем не признак ручной набойки. У меня есть дореволюционная шаль на белом (точнее,кремовом) грунте, набитая в ручную, с применением манер, все как положено.
Ларисочка, а как Вы сами думаете, для начала?
Алёна, соглашусь с Вашими сомнениями про "Троянду". По крайней мере, по описанию Коновалова, у меня сложилось впечатление, что производство платков на Киевской платочной фабрике началось с технологии фотофильмпечати. Нигде не встречала свидетельства, что в Киеве практиковали ручную набойку.
eleka, "реперные" точки (не самое лучшее название, но ничего другого в голову не пришло) - это мое наблюдение над конкретной шалью. Как Вам кажется, это всё-таки они (то есть специальные технологические метки), или же случайные точки, капли?
Лена-Календула! Если бы я могла описать "признаки ручной набойки!, которые позволят на 100% отличить любую шаль от напечатанных шаблонами, я бы это сразу сделала. "Вербализовать" то, что видит глаз, мне пока не дано. Но глаз видит, можете не сомневаться. И вначале я покажу именно те платки, в технике печати которых не сомневаюсь. Есть и у меня несколько старинных платков, где я не могу быть абсолютно уверенной относительно техники их печати. Тоже покажу парочку, для обсуждения. Может быть, со временем, накапливая материал в этой теме, нам всем станут яснее эти самые "признаки ручной набойки". Для этого и надо: смотреть и обсуждать.
Так навскидку для себя определила главный "научный" метод
Самый сложный вариант - это когда рисунок набивался и вручную, и позднее был переработан под шаблоны и печатался фотофильмпечатью. Вот тут нам и нужна "насмотренность". Нужно много старинных платков пропустить через свои руки, чтобы видеть эти отличия. В идеале - заиметь варианты одного и того же рисунка в разных техниках. Ту же Ежевику сравнивала с современным вариантом рисунка. Может быть, чуть позже об этом напишу.
Почему я стала делать сканы, а не фото? Это, мне это удобнее и т.п. Но главное - позволяет крупно увидеть рисунок. Вчера долго рассматривала фото Вашей Ежевики, но по фото однозначных выводов не сделаю. Предполагаю, что это все-таки ручная набойка, но в колорите, отличающемся от моей шали.
Кстати, бесконтурность рисунка совсем не признак ручной набойки. У меня есть дореволюционная шаль на белом (точнее,кремовом) грунте, набитая в ручную, с применением манер, все как положено.
Ларисочка, а как Вы сами думаете, для начала?
Алёна, соглашусь с Вашими сомнениями про "Троянду". По крайней мере, по описанию Коновалова, у меня сложилось впечатление, что производство платков на Киевской платочной фабрике началось с технологии фотофильмпечати. Нигде не встречала свидетельства, что в Киеве практиковали ручную набойку.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
По датам (из Коновалова) стр. 121-122.
1954 г. - на фабрике начал работать первый стол фотофильмпечати. Шаблон переносился вручную.
1961 г. - на фабрике установлена первая автоматизированная машина для многокрасочной печати шаблонами (фотофильмпечати).
1965 г. - в объединении установили три автоматизированные многокрасочные машины фотофильмпечати. С этого времени ручную печать по шаблону не применяли, участок фотофильипечати стал полностью механизированным.
Выводы: 1917-1954 гг. - только ручная набойка.
1954-1961 гг. - ручная набойка + ручная печать по шаблону (ручная фотофильмпечать)
1961-1965 гг.- ручная набойка + ручная печать по шаблону (ручная фотофильмпечать) +
автоматизированная печать по шаблону (автоматическая фотофильмпечать)
1965 - сер. 80-х гг. ХХ века - ручная набойка + автоматизированная печать по шаблону
(автоматическая фотофильмпечать)
сер. 80-х гг. ХХ века - н. время - только автоматизированная печать по шаблону
Понятно, что с 1965 года товарное значение ручной набойки резко упало, и она какое-то время практиковалась ради поддержания статуса "народных промыслов", на мой взгляд. В конечном итоге от нее просто полностью отказались даже в минимальном объеме. Но мастера еще живы!!! В фильме "Платки" совсем еще нестарые мужчины набивают вручную аболихинский платок "Хризантемы".
1954 г. - на фабрике начал работать первый стол фотофильмпечати. Шаблон переносился вручную.
1961 г. - на фабрике установлена первая автоматизированная машина для многокрасочной печати шаблонами (фотофильмпечати).
1965 г. - в объединении установили три автоматизированные многокрасочные машины фотофильмпечати. С этого времени ручную печать по шаблону не применяли, участок фотофильипечати стал полностью механизированным.
Выводы: 1917-1954 гг. - только ручная набойка.
1954-1961 гг. - ручная набойка + ручная печать по шаблону (ручная фотофильмпечать)
1961-1965 гг.- ручная набойка + ручная печать по шаблону (ручная фотофильмпечать) +
автоматизированная печать по шаблону (автоматическая фотофильмпечать)
1965 - сер. 80-х гг. ХХ века - ручная набойка + автоматизированная печать по шаблону
(автоматическая фотофильмпечать)
сер. 80-х гг. ХХ века - н. время - только автоматизированная печать по шаблону
Понятно, что с 1965 года товарное значение ручной набойки резко упало, и она какое-то время практиковалась ради поддержания статуса "народных промыслов", на мой взгляд. В конечном итоге от нее просто полностью отказались даже в минимальном объеме. Но мастера еще живы!!! В фильме "Платки" совсем еще нестарые мужчины набивают вручную аболихинский платок "Хризантемы".
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
Янтарная бусина, вытащила три фото Вашей прекрасной шали. Моё мнение, что это фотофильмпечать. Шаль замечательная!
- Branchette
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 9556
- Зарегистрирован: 13 сен 2011, 18:09
- Откуда: Москва, Сокол
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
Ларисочка, и я вижу фотофильмопечать.
- Milora
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2488
- Зарегистрирован: 06 дек 2014, 12:29
- Род занятий: инженер-строитель-пенсионэр
- Откуда: Харьков
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
tata64, если бы я знала ответ на свой вопрос, я бы его не задавала. Я не специалист по платкам, и воспринимаю платок, как единое целое, как композицию. Мне очень сложно искать в БС, сразу начинает казаться, что все одинаковые. Может у меня нет какого-то видения? Поэтому мне Вашего ответа достаточно, Вы "перелопатили" кучу литературы и имеете полное право называться "экспертом". Спасибо. С уважением, Лариса.
Branchette, спасибо.
Branchette, спасибо.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
Отрывки из книги А. Баровского "Платочной радуги узор", гл. 57
"Одновременно с печатью по шаблону на фабрике продолжалась ручная набойка. За год до начала войны на фабрике насчитывалось семьсот набойщиков. Как правило, работали они династиями. Тихон Янцев начинал еще при Лабзиных, сын его Борис отдал набивному производству сорок два года своей жизни, стали набойщиками и его внуки Виктор и Александр. Виктор встал к набивному столу в пятнадцатилетнем возрасте. Когда на фабрике внедрялась механическая печать по шаблону, освоил работу на машине, однако все время хотел выполнять именно ручную набойку. Он вернулся к своей нелегкой профессии, продолжая выполнять на сложных рисунках норму на сто восемнадцать процентов.
В набойщиках числились и два поколения семьи Поздняковых - опытный мастер Федор Петрович и его сыновья. Набойщики работали парами, выпуская за смену около десяти платков. При набивке скатертей за два дня получалось девять штук.
Набойка - сложное мастерство, постигаемое только на практике. Набойщики не читали никакой теории, учились только индивидуально - от мастеров. Через три-четыре месяца обучения набойщик уже мог работать самостоятельно.
Цех ручной набойки...Он по своим размерам невелик. Вдоль стен, в два ряда, по пять в каждом, выстроились набивные столы. Над ними, под самым потолком, находятся камеры для подсушивания платков. Работают набойщики парами. Первый набивает один угол, второй - другой. Со стороны кажется, что они выполняют какой-то ритуальный и затейливый танец. Одну краску набьют, подсушат платок - и снова "танцуют" с тяжелыми деревяшками-колотушками в руках, ритмично постукивают по "цветке" кулаком...
Здесь физически слабым людям не место. Труд набойщика требует силы, быстроты, выносливости и скрупулезной точности. ...Вес "цветки" 10-16 килограммов...
Ручная набойка просуществовала до 1982 года.
...Платков по-прежнему не хватало. Долгие годы обыкновением было павловскую шаль "доставать". Неожиданно цены на платки резко возросли - до уровня "черного" рынка. Шаль стала стоить от ста до ста двадцати рублей. Платки и шали появились в магазинах, но...стоимость оказалась слишком высокой. Продукция перестала пользоваться спросом - отпугивала покупателей ценниками. Резко возросли требования к качеству - а платки ручной набойки шли вторым сортом. Набойщики остались без премии за качество - многим пришлось уйти с фабрики. Ручная набойка прекратилась, хотя произошло это и не в одночасье. С появлением на производстве "бузеров", более производительных и обеспечивающих меньший процент брака, интерес к ручной набойке постепенно ослабевал.
Впрочем, в то время машинная печать имела ограничения по количеству цветов, и главный колорист объединения И. Репкова еще в 1973 году поднимала вопрос о сохранении ручной набойки, которая позволяла создавать сложные по рисунку многоцветные платки: "Большинство "цветок" находится в плохом состоянии. "Цветки" некоторых рисунков разбиты настолько, что совершенно утрачена форма цветка, листьев, контуров, - и рисунки производят впечатление отдельных бесформенных пятен. Несколько рисунков уже невозможно отремонтировать. Необходимо решить вопрос о штате резного цеха, чтобы иметь возможность не только вовремя ремонтировать старые рисунки, но и готовить новые. В течение последних 15-17 лет для ручной набойки не было сделано ни одного нового рисунка. Высококвалифицированные набойщики, к сожалению, используются на самых разных работах".
Сложившаяся непростая экономическая ситуация в 1980-х годах способствовала прекращению трудоемкой и мало производительной ручной набойки. И уже три десятилетия после этого платки в Павловском Посаде выпускались только способом печати по шаблону".
"Одновременно с печатью по шаблону на фабрике продолжалась ручная набойка. За год до начала войны на фабрике насчитывалось семьсот набойщиков. Как правило, работали они династиями. Тихон Янцев начинал еще при Лабзиных, сын его Борис отдал набивному производству сорок два года своей жизни, стали набойщиками и его внуки Виктор и Александр. Виктор встал к набивному столу в пятнадцатилетнем возрасте. Когда на фабрике внедрялась механическая печать по шаблону, освоил работу на машине, однако все время хотел выполнять именно ручную набойку. Он вернулся к своей нелегкой профессии, продолжая выполнять на сложных рисунках норму на сто восемнадцать процентов.
В набойщиках числились и два поколения семьи Поздняковых - опытный мастер Федор Петрович и его сыновья. Набойщики работали парами, выпуская за смену около десяти платков. При набивке скатертей за два дня получалось девять штук.
Набойка - сложное мастерство, постигаемое только на практике. Набойщики не читали никакой теории, учились только индивидуально - от мастеров. Через три-четыре месяца обучения набойщик уже мог работать самостоятельно.
Цех ручной набойки...Он по своим размерам невелик. Вдоль стен, в два ряда, по пять в каждом, выстроились набивные столы. Над ними, под самым потолком, находятся камеры для подсушивания платков. Работают набойщики парами. Первый набивает один угол, второй - другой. Со стороны кажется, что они выполняют какой-то ритуальный и затейливый танец. Одну краску набьют, подсушат платок - и снова "танцуют" с тяжелыми деревяшками-колотушками в руках, ритмично постукивают по "цветке" кулаком...
Здесь физически слабым людям не место. Труд набойщика требует силы, быстроты, выносливости и скрупулезной точности. ...Вес "цветки" 10-16 килограммов...
Ручная набойка просуществовала до 1982 года.
...Платков по-прежнему не хватало. Долгие годы обыкновением было павловскую шаль "доставать". Неожиданно цены на платки резко возросли - до уровня "черного" рынка. Шаль стала стоить от ста до ста двадцати рублей. Платки и шали появились в магазинах, но...стоимость оказалась слишком высокой. Продукция перестала пользоваться спросом - отпугивала покупателей ценниками. Резко возросли требования к качеству - а платки ручной набойки шли вторым сортом. Набойщики остались без премии за качество - многим пришлось уйти с фабрики. Ручная набойка прекратилась, хотя произошло это и не в одночасье. С появлением на производстве "бузеров", более производительных и обеспечивающих меньший процент брака, интерес к ручной набойке постепенно ослабевал.
Впрочем, в то время машинная печать имела ограничения по количеству цветов, и главный колорист объединения И. Репкова еще в 1973 году поднимала вопрос о сохранении ручной набойки, которая позволяла создавать сложные по рисунку многоцветные платки: "Большинство "цветок" находится в плохом состоянии. "Цветки" некоторых рисунков разбиты настолько, что совершенно утрачена форма цветка, листьев, контуров, - и рисунки производят впечатление отдельных бесформенных пятен. Несколько рисунков уже невозможно отремонтировать. Необходимо решить вопрос о штате резного цеха, чтобы иметь возможность не только вовремя ремонтировать старые рисунки, но и готовить новые. В течение последних 15-17 лет для ручной набойки не было сделано ни одного нового рисунка. Высококвалифицированные набойщики, к сожалению, используются на самых разных работах".
Сложившаяся непростая экономическая ситуация в 1980-х годах способствовала прекращению трудоемкой и мало производительной ручной набойки. И уже три десятилетия после этого платки в Павловском Посаде выпускались только способом печати по шаблону".
Последний раз редактировалось tata64 03 сен 2015, 13:00, всего редактировалось 2 раза.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
Всё проще. Хочу провести эксперимент. Напечатать на бумаге прямоугольник штампом, и через трафарет. Думаю, результат уже будет заметен. Еще проще: представьте, что на какой-либо документ Вам ставят оттиск печати (проштамповывают). Или же наносят рисунок этой же печати через трафарет. Но и так ясно, что отпечаток будет другим. Просто внимательно посмотрев на ткань платка можно уже многое увидеть. И литература тут не главное. Нужны сами платки. И чем больше старых платков, тем лучше.Ларисочка писал(а):tata64, если бы я знала ответ на свой вопрос, я бы его не задавала. Я не специалист по платкам, и воспринимаю платок, как единое целое, как композицию. Мне очень сложно искать в БС, сразу начинает казаться, что все одинаковые. Может у меня нет какого-то видения? Поэтому мне Вашего ответа достаточно, Вы "перелопатили" кучу литературы и имеете полное право называться "экспертом". Спасибо. С уважением, Лариса.
Branchette, спасибо.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
Зацепила фраза из Баровского о том, что ручная набойка шла вторым сортом. Но тут же увидела у него объяснение. Свидетельство З.С. Кармановой, главного инженера объединения тех лет:
" Бывший главный инженер предприятия З.С. Карманова считает, что ручная набойка на сдельной работе невозможна, ибо она вредна: "И отец, и дед мой были набойщиками. Оба от непосильной работы умерли рано."
Вот и объяснение большого количества брака: набойщики были поставлены перед выбором: или оставить голодной семью, но выполнить свое дело качественно, либо дать высокую выработку, но в ущерб качеству. Видимо, единицы могли работать быстро и качественно на такой тяжелой работе. А холить и лелеять таких мастеров, видимо, не позволял план.
" Бывший главный инженер предприятия З.С. Карманова считает, что ручная набойка на сдельной работе невозможна, ибо она вредна: "И отец, и дед мой были набойщиками. Оба от непосильной работы умерли рано."
Вот и объяснение большого количества брака: набойщики были поставлены перед выбором: или оставить голодной семью, но выполнить свое дело качественно, либо дать высокую выработку, но в ущерб качеству. Видимо, единицы могли работать быстро и качественно на такой тяжелой работе. А холить и лелеять таких мастеров, видимо, не позволял план.
Последний раз редактировалось tata64 03 сен 2015, 13:31, всего редактировалось 1 раз.
- tata64
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 6556
- Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
- Откуда: г. Тверь Россия
Re: Павловопосадские платки ручной набойки советского период
.... и главный колорист объединения И. Репкова еще в 1973 году поднимала вопрос о сохранении ручной набойки, которая позволяла создавать сложные по рисунку многоцветные платки: "....В течение последних 15-17 лет для ручной набойки не было сделано ни одного нового рисунка...".
Вот это свидетельство И. Репковой исключительно ценно для нашей темы. Из него следует, что все рисунки платков, моложе как минимум 1958 года создавались для фотофильмпечати, и никогда не выполнялись в технике ручной набойки. Не знаю, все ли у меня в порядке с логикой , но вроде бы такой вывод сам напрашивается из слов Репковой.
Получается, что, например, "Рябинушка" Екатерины Регуновой (1957 год) была одним из последних рисунков, создававшихся для ручной набойки.
Вот это свидетельство И. Репковой исключительно ценно для нашей темы. Из него следует, что все рисунки платков, моложе как минимум 1958 года создавались для фотофильмпечати, и никогда не выполнялись в технике ручной набойки. Не знаю, все ли у меня в порядке с логикой , но вроде бы такой вывод сам напрашивается из слов Репковой.
Получается, что, например, "Рябинушка" Екатерины Регуновой (1957 год) была одним из последних рисунков, создававшихся для ручной набойки.