БС Сравнения и авторство рисунков (факты, версии)

Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение tata64 » 11 апр 2017, 22:11

О Городковской фабрике как о самостоятельном предприятии известно мало. Правильное ее наименование - Городковская ткацко-отделочная фабрика- указано на сохранившихся этикетках. Обе эти этикетки принадлежат большим полушелковым шалям. Одна из них набита вручную (артикул 82, цена 142 руб.), вторая напечатана шаблонами (артикул 1005, цена 115 рублей). Судя по цене, они произведены до денежной реформы 1961 года.

Изображение

Изображение

Известно, что с 1950 по 1963 год на фабрике работал свой художник - Семен Петрович Рыжов. Он пришел сюда после закрытия платочно-набивного участка на Ленской фабрике.
Ранее (с 1946 по 1948 год) художником Городковской фабрики работал А.А. Коков. Очевидно, Рыжов пришел на место Кокова. Судя по всему, в период господства ручной набойки фабрике хватало одного художника.

С середины 50-х годов на фабрике стали внедрять фотофильмпечать (ранее, чем на фабрике Х годовщины Красной Армии). Думаю, в связи с этим добавилась еще одна вакансия художника, и в 1956 году сюда по распределению попадает К.С. Зиновьева. До момента включения Городковской фабрики в МППО других художников на фабрике не было.

Н.И. Слащева смогла устроиться на Городковскую фабрику в 1958 году только копировщицей рисунков. Кстати, поэтому, думаю, ей должен быть хорошо знаком почерк Рыжова С.П.

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение tata64 » 11 апр 2017, 22:35

Об ассортименте Городковской фабрики точно ничего неизвестно. Поэтому привожу крупицы из литературы и постараюсь дать им толкование.

А.И. Коновалов "Плат узорный", М. 1981,

"В 1952 году в связи с ликвидацией платочного производства на Ленской фабрике перешел на соседнюю Городковскую фабрику, где делали полушелковые набивные платки. Здесь С.П. Рыжов работал 11 лет и создал много рисунков, которые хорошо шли в производстве. Работал и над уникальными изделиями. В 29 красок делали его платок "Мечта" с каймой, украшенной русским парчовым узором. Успех выпал также на долю его полушелковых платков "Ветерок" и "Папоротник"."(стр. 104)

"Павловопосадские платки и шали в собрании Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника", М. 2015 г.

Опубликованы кроки С.П. Рыжова, изготовленные им в период работы на Городковской фабрике.

Крок платка "Гирлянды". 1957 г.
....Подпись: На лицевой стороне....Слева внизу надпись..- Принят /16/Х-57 г...Делать (для?) ручной набивки

Изображение

Крок платка "Кайма". 1958 г.
...Подпись: На лицевой стороне: ...внизу ...надпись..- Срочно делать/в ручной набивке/15/Х58

Изображение

Крок платка "Концентрический".1959 г.
Подпись: На лицевой стороне:...№211/1959

Изображение

Крок платка "Гирлянды", 1959
Подпись: ...Для ф.ф. печати/9/Х61 г.

Изображение

Крок платка "Серые ромашки".1960 г.
Подпись:...1960 г.

Изображение

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение tata64 » 11 апр 2017, 22:55

Из описания процесса создания МППО узнаем следующее:

А.И.Коновалов. "Плат узорный".

"Основная цель создания объединения - специализация производства на выпуске разнообразных платков, улучшение их качества, расширение ассортимента, увеличение объема производства ....
Со временем произошла специализация входящих в объединение предприятий. Фабрика имени Х годовщины Красной Армии стала выпускать в основном различного рода шерстяные и полушерстяные платки - набивные, гладкокрашеные, вышитые. Кроме того, фабрика производит плательные ткани. Здесь делают полотно для флагов, ткани технического назначения.

Специализация Городковской фабрики - выпуск хлопчатобумажных набивных платков.

Суровые хлопчатобумажные ткани для платков, которые набивают на этой фабрике, изготовляет Мининский цех." (стр. 113).

А. Баровский "Платочной радуги узор", М. 2013 г.
" В Подмосковье, как и по всей стране, стали создаваться производственные объединения. В июне 1963 года было создано Московское производственное платочное объединение (МППО), в состав которого вошли Фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии, Городковская (г. Павловский Посад) и Мининская (Орехово-Зуевский район) фабрики.
Мининская фабрика вырабатывала полушерстяные и чистошерстяные платки: Городковская - хлопчатобумажные платки, сорочечную ткань, парусину для Ликинского автобусного завода и Семеновской фабрики. ..." (стр. 218).

Собственно, с "источниками" всё.
________________________________________________________

Несмотря на то, что источники в чем-то противоречат друг другу, все они едины в том, что на Городковской ткацко-отделочной фабрике производили полушелковые и хлопчатобумажные набивные платки. Как до МППО, так и после.
Но сохранившиеся кроки С.П. Рыжова, ссылка А.И. Коновалова на шаль "Мечта" (без упоминания, что это полушелковая или хлопковая шаль) позволяют сделать осторожное предположение, что некоторое количество шерстяных платков там всё-таки набивалось. В пользу этого и замечание Коновалова о том, что полная специализация произошла "со временем".
И, хочется отметить, что производство хлопчатобумажных и полушелковых платков, видимо, на Городковской фабрике было отлажено на высоком уровне.

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение tata64 » 11 апр 2017, 23:06

Что произошло с художественным отделом Городковской фабрики после создания МППО? Он прекратил свое существование. То есть Городковская фабрика осталась без художников. При этом свои копировщицы рисунков там по-прежнему работали. Эту ценную информацию мы получили от И.П. Дадоновой. Те самые "девочки с Городка", в частности Валентина Сахарова.
Почему так произошло? И о чем это говорит? Думаю, о том, что производство на Городковской фабрике во многом было "автономным". Понятное дело, что в печать шли хлопчатобумажные платки по крокам, утвержденным художественным советом МППО. Но это были кроки, готовившиеся для шерстяных платков. Именно поэтому, известные шерстяные платки имеют хлопчатобумажную пару.
Тем интереснее увидеть такие пары, где общий рисунок сохраняется, но в деталях имеются некие расхождения.
Пример: платки по рисункам Е.П. Регуновой "Сиян", "Анюта", и другие. viewtopic.php?f=3&t=7105&p=387242#p387236
Воспользуюсь сравнением Ани argon. ^%
Изображение

Изображение

При этом, сами изменения настолько несложные, непринципиальные. Но они есть! Сложно предположить, что это сама Е.П. Регунова придумала новый крок для хлопковой шали. Думаю, что это результат работы копировщиц Городковской фабрики.
Последний раз редактировалось tata64 11 апр 2017, 23:39, всего редактировалось 2 раза.

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение argon » 11 апр 2017, 23:07

tata64 писал(а):Со временем произошла специализация входящих в объединение предприятий.
Ценное свидетельство.
Таня, спасибо ^% !

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение tata64 » 11 апр 2017, 23:14

Еще пример. Для печати на хлопке сетчатыми шаблонами берется рисунок шерстяной шали, выпускавшийся в технике ручной набойки. При копировании рисунка происходит его адаптация для сетчатых шаблонов. И копировщицы в процессе этого упрощают рисунок: уменьшают количество проходов, укрупняют линии, может быть, меняют масштаб.
Вот, например, как выглядят эти две шали - шерстяная ручной набойки производства фабрики Х годовщины Красной Армии (еще до МППО), и полушелковая шаль, напечатанная сетчатыми шаблонами, скорее всего на Городковской фабрике в пору существования МППО.

Изображение
Изображение

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение argon » 11 апр 2017, 23:21

tata64 писал(а):Что произошло с художественным отделом Городковской фабрики после создания МППО? Он прекратил свое существование. То есть Городковская фабрика осталась без художников. При этом свои копировщицы рисунков там по-прежнему работали. Эту ценную информацию мы получили от И.П. Дадоновой. Те самые "девочки с Городка", в частности Валентина Сахарова.
Почему так произошло? И о чем это говорит? Думаю, о том, что производства на Городковской фабрике во многом было "автономным".
Таня, я несколько иначе восприняла рассказ Ирины Петровны о копировщицах. Мне показалось, что речь шла о периоде до объединения.
Но мысль об относительной автономности поддерживаю. Оно и понятно: технологии разные - раз, территориальное разнесение - два. Не случайно у Германа лишь одна глава посвящена хлопку - всего-то 5 страничек из 125 (книга написана в 1972-73 году, когда хб шали вовсю печатались).

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение tata64 » 11 апр 2017, 23:28

Складывается впечатление, что городковским копировщицам позволялось готовить рисунки для фотофильмпечати с кроков платков ручной набойки. А то и с самих платков. В любом случае, сами они вряд ли создавали рисунок с нуля. Но сделать "адаптацию", "компиляцию" и тп. - это они могли. И худсовет, вероятно, это утверждал к печати.

Возможно, хлопковые шали не рассматривались как серьезный продукт. Во всяком случае, хлопок периода МППО уступает шалям Городковской фабрики периода Рыжова - в художественном отношении, с моей точки зрения. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что этот артикул умер своей смертью. Никто развивать его не стал. Как и Городковскую фабрику, которая даже в Плане приватизации, вероятно, шла отдельно.(Буду благодарна за поправку).

И вот тут момент серьезного допуска - не могу подкрепить следующее утверждение фактами, но на сегодняшний день убеждена, что Штыхин Е.И. рисовал платки только для ручной набойки.И платочки для набойки валами. ^a Достоверных работ Штыхина, напечатанных только ФФП нет. Есть платки ручной и машинной набойки, адаптированные для шаблонов. И только.

Думаю, что копировщицы Городковской фабрики брали платки Штыхина ручной набойки и адаптировали их для больших хлопковых шалей. Вот это та суть, к которой я вела. Именно поэтому мы- дилетанты- видим в них Штыхина сквозь посторонние "шумы", а чуткий глаз художника (И.П. Дадоновой) - сразу видит "фальшь" копировщиц, и говорит - нет, это не Штыхин.

Поэтому, часть хлопковых шалей у нас, по всей видимости, будет безымянной. И надо искать их прототипы среди платков Штыхина для ручной набойки. А может, и среди маленьких штыхинских платков, для валов. Но "чистопородных" работ Штыхина на большом хлопке периода МППО, скорее всего, нет.

Вот пока всё.
Последний раз редактировалось tata64 11 апр 2017, 23:57, всего редактировалось 5 раз.

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20653
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение eleka » 11 апр 2017, 23:31

Как я своевременно зашла :)
Всех приветствую!
tata64 , Танечка, читаю вас, словно поэму ^%
То, о чём вы написали, созвучно сформировавшемуся у меня внутреннему представлению о процессе производства на Городке, т. е. звучит во мне и отзывается лёгкими вибрациями гирлянд и порхающими в средниках шалей штампочками :D . Благодарю, что нашли время, соединили разрозненные опубликованные факты, ценную устную информацию, проанализировали и результат донесли до нас. БЛАГОДАРЮ!

И пару слов про Изображение_ППО_44

Дамы, как вы уже понимаете, цель - создать проблемную ситуацию, короче :" замутить, достигнута. Все версии интересны и имеют место быть. Думаю, ответ на вопрос об авторе в конце концов материализуется. Ведь платок абсолютно точно от МППО!

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение tata64 » 11 апр 2017, 23:34

argon писал(а):
tata64 писал(а):Что произошло с художественным отделом Городковской фабрики после создания МППО? Он прекратил свое существование. То есть Городковская фабрика осталась без художников. При этом свои копировщицы рисунков там по-прежнему работали. Эту ценную информацию мы получили от И.П. Дадоновой. Те самые "девочки с Городка", в частности Валентина Сахарова.
Почему так произошло? И о чем это говорит? Думаю, о том, что производства на Городковской фабрике во многом было "автономным".
Таня, я несколько иначе восприняла рассказ Ирины Петровны о копировщицах. Мне показалось, что речь шла о периоде до объединения.
Но мысль об относительной автономности поддерживаю. Оно и понятно: технологии разные - раз, территориальное разнесение - два. Не случайно у Германа лишь одна глава посвящена хлопку - всего-то 5 страничек из 125 (книга написана в 1972-73 году, когда хб шали вовсю печатались).
Аня, вот вылезло существенное разночтение. Нужно уточнить у Лены. Но даже если подготовка рисунков (копирование и изготовление шаблонов) для хлопковых шалей шла на фабрике Х годовщины Красной Армии - сути это не меняет.))) Брали работы, предположим, Штыхина и делали из них хлопковую шаль, напечатанную шаблонами. Возможно, что-то меняя в рисунке. Огрубляя его, что ли.


А вообще - это моя гипотеза, которая, может, и не подтвердится. Но другого объяснения, почему в некоторых платках мы упорно видим Штыхина, а Ирина Петровна упорно не видит, - у меня нет. :)

Аватара пользователя
tata64
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 6556
Зарегистрирован: 07 мар 2012, 20:58
Откуда: г. Тверь Россия

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение tata64 » 11 апр 2017, 23:37

eleka писал(а):Как я своевременно зашла :)
...
То, о чём вы написали, созвучно сформировавшемуся у меня внутреннему представлению о процессе производства на Городке, т. е. звучит во мне и отзывается лёгкими вибрациями гирлянд и порхающими в средниках шалей штампочками :D . ...
Леночка, приятно, что нас уже двое. :) Хорошо бы найти подтверждение из уст художников, например, В.И. Зубрицкого! Или уж опровержение. :)

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение argon » 11 апр 2017, 23:52

Таня, уточнять не надо - "у меня все ходы записаны", (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом).... И, по-моему, совершенно не принципиально, какие именно это были копировщицы и где они территориально занимались своей работой. Существенно то, что они действительно могли (по заданию руководства, естественно) адаптировать шерстяной рисунок для хлопка. Опять же, не факт, что это были копировщицы. Ведь Ирина Петровна рассказывала, что и они, тогда еще совсем молодые художники, подобными вещами занимались. Но и это - не принципиально: важно, что поверх авторского рисунка - еще чья-то рука, которая вносит погрешность. В этом я ни на миг не сомневаюсь. Как и в том, что художника могли и не ставить в известность (думаю, и не ставили), что его рисунок будет переработан для иных целей.
Ну и, не могу не сказать, при определении хб шалей Ирине Петровне несколько раз видился Штыхин. Но, уточнив у нас, что это именно хб и именно шальный размер, она шла на попятную: "Но он же на Городке не работал" и далее предпринимались попытки выбирать из художников Городка ДО объединения (Рыжов, Зиновьева, Слащева). Хотя шали-то были в основном уже годов 1970-х...

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20653
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение eleka » 11 апр 2017, 23:56

argon писал(а):...рассказ Ирины Петровны о копировщицах. Мне показалось, что речь шла о периоде до объединения.
argon, Аня ^% , Ирина Петровна пришла на фабрику осенью 1962 года, объединение произошло в 1963 году. Насколько я поняла, Ирина Петровна говорила про "вообще" :)

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение argon » 12 апр 2017, 00:02

tata64 писал(а):Поэтому, часть хлопковых шалей у нас, по всей видимости, будет безымянной. И надо искать их прототипы среди платков Штыхина для ручной набойки.
И это правильно! Пусть будут безымянными. Вот если обнаружится достоверный прототип - тогда - иной разговор!
tata64 писал(а):Но чистопородных работ Штыхина на хлопке периода МППО, скорее всего, нет.
Согласна - относительно хб шалей. Но про платки головные хб - не так уверена, они, мне кажется, могли быть. (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...

argon
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3903
Зарегистрирован: 25 сен 2008, 14:22
Откуда: Москва

Re: Авторство винтажных рисунков: факты,гипотезы,обсуждения

Сообщение argon » 12 апр 2017, 00:05

eleka писал(а):
argon писал(а):...рассказ Ирины Петровны о копировщицах. Мне показалось, что речь шла о периоде до объединения.
argon, Аня ^% , Ирина Петровна пришла на фабрику осенью 1962 года, объединение произошло в 1963 году. Насколько я поняла, Ирина Петровна говорила про "вообще" :)
Лена, я конечно, еще разок прослушаю, что там записалось, но пока у меня ощущение, что привязка шла именно к времени ДО объединения.

Ответить

Вернуться в «БАБУШКИН СУНДУК (старинные и винтажные платки и шали)»