Мебельная ткань, бархат набивной, модерн
Производство: мануфактура Gros-Roman & Cie (Эльзас, Вессерлинг), 1901 г.
Мебельная ткань, производство: мануфактура Gros-Roman & Cie (Эльзас, Вессерлинг), 1936 г.
Тема есть – «Цветы и цвет в платках».
Где, в каком саду, в какую эпоху расцвел тот или иной цветок из узора шали или лоскута ткани? Чья талантливая рука запечатлела хрупкое совершенство? Увы, имя художника не часто доходит до потомков. И хотя век у тех моделей короток, не век, а миг, но мимолетная красота их остается в окружающих вещах, предметах обихода.
Случайно или нет, но благодаря платку из коллекции Владимиро-Суздальского музея, неведомо как оказавшемуся в русском провинциальном городке, чуть приоткрылась «кухня» европейского набивного производства, что стоит за словами об особом вкладе Эльзаса в развитие методов проектирования французского текстильного печатного рисунка, «в котором была создана система профессионального художественного образования в области текстиля и где
в 1850-1870 гг. сформировались независимые ателье текстильных художников и дессинаторов, поставлявшие рисунки для печатного текстиля на набивные предприятия Франции и всей Европы.»
viewtopic.php?f=63&t=26993&start=510#p877042
Как пример такого независимого заведения – мюлузское ателье Schaub, основанное в 1873 г., с примерами созданных в нем текстильных рисунков (см. выше). Или ателье А.Брауна, где в иные времена работало до 200 человек.
Собственные оранжереи и теплицы для обеспечения художников натурой, внедрение в производственный процесс фотографии почти сразу после ее открытия, помимо само собой разумеющихся атласов, коллекций рисунков и т.п. Серьезный коммерческий подход с соответствующими результатами.
Из энциклопедии Брокгауза и Ефрона, статья «Печатание тканей»
https://slovar.cc/enc/brokhauz-efron/1649707.html
«В качественном отношении до сих пор бесспорно первое место удерживают мюльгаузенские фабрики, изделия которых часто по красоте и изяществу рисунка могут быть поставлены почти наряду с художественными произведениями.»