Из истории русского головного убора
- Селена
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 8954
- Зарегистрирован: 13 янв 2009, 15:33
- Род занятий: "В поисках утраченного времени"
Re: Из истории русского головного убора
Браво! Спасибо!
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
Большое спасибо всем,кто заинтересовался этой темой! Приятно читать хорошие отзывы: значит, твою,пусть и небольшую работу, оценили, и она не была напрасной.
Re: Из истории русского головного убора
ПростоНастя, прямо курсовая работа по культуроведению! Очень обрадовалась, увидев первое фото в Вашей подборке. Вот именно про такие мне рассказывала бабушка, которая росла в Архангельской губернии, недалеко от Каргополя. По её словам, жемчужные украшения там были не в редкость, их имела практически каждая женщина, а получала она их ещё будучи девочкой.
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
Да,действительно,жемчуг на Руси был доступен,иностранцы называли его национальным русским камнем. Его носили и крестьянки, и посадские люди и бояре.В книге Мерцловой я прочла,что жемчуг добывался на 165(!) реках России. И еще в древности считалось,что заниматься добычей жемчуга могут только люди с чистой душой. Перед выходом на промысел люди парились в бане. Считалось, что жемчуг не выносит браных слов, дурных поступков, дурного запаха.
Интересно,что, доставая раковины со дна,раскрывая их, люди вынимали мягкие жемчужины и для того,чтобы они затвердели ,помещали их в рот на 2-3 часа;это называлось "замариванием", а затем жемчужины заворачивали во влажную тряпицу и клали за пазуху и только через несколько часов жемчуг становился твердым камнем.
Интересно,что, доставая раковины со дна,раскрывая их, люди вынимали мягкие жемчужины и для того,чтобы они затвердели ,помещали их в рот на 2-3 часа;это называлось "замариванием", а затем жемчужины заворачивали во влажную тряпицу и клали за пазуху и только через несколько часов жемчуг становился твердым камнем.
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
Головные уборы принято было украшать золотой вышивкой и жемчугом. Из жемчуга вязали ажурные сетки и густые обнизи. Шитье золотой нитью требовало особого умения, ведь ее нельзя продергивать сквозь ткань,она тут же рвется, поэтому ее пришивают очень мелкими стежками по лицевой стороне вышивки.
- Вложения
-
- Костромской кокошник нач.XVIII в.
- vi_kokoshkos_xx.jpg (32.51 КБ) 3882 просмотра
-
- Кичка с жемчужной обнизью нач.XVIII в. Музей Тверской губернии
- vi_kokoshniktv_xviii.jpg (29.24 КБ) 3882 просмотра
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
С конца XVIII века в России успешно развивалось производство узорных шелковых тканей и парчей, а также больших платков и шалей, подобных кашмирским. Русские шали начала XIX века по своему качеству, сложности узора и расцветки не уступали европейским, а часто их превосходили. В начале XIX века была основана и фабрика статского советника Дмитрия Аполлоновича Колокольцова в селе Ивановском Петровского уезда Саратовской губернии, существовавшая и в середине 1830-х .годов. Фабрики В.А.Елисеевой, Н.А.Мерлиной и Д.А.Колокольцова считались лучшими в стране.
- Вложения
-
- shal_17_tkan1880.jpg (29.8 КБ) 3876 просмотров
-
- shal_15_tkan19.jpg (21.78 КБ) 3876 просмотров
-
- shal_12_tkan1900.jpg (34.58 КБ) 3876 просмотров
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
Узор шалей был двусторонним. Достигалось это применением закладной (или паласной) техники ткачества, при которой нить цветного утка переплетается с нитями основы в границах элемента узора, не доходя до края полотна. Граница элемента узора вследствие переплетения нитей фона и узора имеет сквозные отверстия. Узор на лицевой и изнаночной сторонах одинаков. Для шалей отдельно ткались кайма и середина, затем они сшивались. Показателен в этом отношении фрагмент колокольцовской шали с цветочной гирляндой из собрания музея-заповедника.
- Вложения
-
- Фрагмет колокольцовской шали.
- shal_11_tkansarat19.jpg (29.27 КБ) 3872 просмотра
-
- Завеска для царских врат,сшита из шалей.
- shal_01_tkanzaves19.jpg (55.03 КБ) 3872 просмотра
Последний раз редактировалось ПростоНастя 23 апр 2010, 11:18, всего редактировалось 2 раза.
Re: Из истории русского головного убора
ПростоНастя, Вы умничка! Вы прелесть! Такую тему хорошую создали. Спасибо!
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
Cпасибо,Натик!Буду стараться и дальше находить что-то интересное по теме.
Re: Из истории русского головного убора
Такая интересная и познавательная тема,- странно, что угодила во флуд. Могла бы еще полгода не заходить и не знать, если бы не бессоница. Спасибо всем, кто поделился
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
Наконец-то удалось переснять фото старинных головных уборов из книги Мерцаловой! Скоро выложу их здесь. А пока - продолжу рассказ.
Во второй половине XIX века наряду с ручным ткачеством производство ковровых платков на жаккардовых станках принимает массовый характер.В подражание тканым шалям русские мануфактуры стали выпускать еще более дешевые - набивные. Шерстяные платки и шали до конца XIX века набивались вручную.
На первых порах набивные шали напоминали восточные ткани с „дорогами" - узорными полосами из цветочных ветвей, причудливых листьев.
Во второй половине XIX века наряду с ручным ткачеством производство ковровых платков на жаккардовых станках принимает массовый характер.В подражание тканым шалям русские мануфактуры стали выпускать еще более дешевые - набивные. Шерстяные платки и шали до конца XIX века набивались вручную.
На первых порах набивные шали напоминали восточные ткани с „дорогами" - узорными полосами из цветочных ветвей, причудливых листьев.
- Вложения
-
- shal_30_nab19v.jpg (26.19 КБ) 3786 просмотров
-
- шаль XIX в. ручная набойка
- shal_45_nab19v.jpg (50.88 КБ) 3795 просмотров
-
- фрагмент набивной шали XIX в.
- shal_20_nab19v.jpg (34.11 КБ) 3797 просмотров
Последний раз редактировалось ПростоНастя 26 апр 2010, 14:28, всего редактировалось 3 раза.
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
Почти одновременно появились и набивные шали с каймой. По-прежнему в различных вариантах использовался мотив „огурца".Композиционным центром служила маленькая свободная от узора середина в виде крестчатой или звездной фигурки. Лучами расходились от нее к углам и кайме „огурцы" и „опахала". Они имели четкий контур и мельчайшую проработку деталей.
- Вложения
-
- шаль XIX в. ,фабрика Гучковых.Набойка
- shal_31_nab19v.jpg (61 КБ) 3797 просмотров
Последний раз редактировалось ПростоНастя 26 апр 2010, 14:15, всего редактировалось 1 раз.
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
С середины XIX века в композиции из „огурцов" и „опахал" вводятся растительные мотивы - ветви, букетики, контур узора создается узкой цветочной гирляндой.
- Вложения
-
- shal_33_nab19v.jpg (60.94 КБ) 3795 просмотров
-
- shal_40_nab19v.jpg (35.06 КБ) 3795 просмотров
-
- shal_34_nab19v.jpg (62.96 КБ) 3795 просмотров
- ПростоНастя
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 2402
- Зарегистрирован: 13 фев 2010, 22:13
- Род занятий: Филолог-русист, магистр педагогики и филологии, редактор.
Специалист по дошкольному воспитанию. - Откуда: Москва
Re: Из истории русского головного убора
На рубеже XIX-XX веков все реже применяются при набойке платков и шалей „турецкие" узоры. На смену им приходят замысловатые гирлянды, обрамляющие пышные букеты из ярких роз, тюльпанов, полевых цветов. Средник заполняется редко расположенными мелкими цветочками, ягодками.
Все эти изменения можно проследить на шалях, выпускавшихся платочно-набивной фабрикой Я.Лабзина в Павловском Посаде - одним из самых крупных русских платочно-набивных предприятий, имеющих давнюю историю и сложившиеся традиции.
Все эти изменения можно проследить на шалях, выпускавшихся платочно-набивной фабрикой Я.Лабзина в Павловском Посаде - одним из самых крупных русских платочно-набивных предприятий, имеющих давнюю историю и сложившиеся традиции.
- Вложения
-
- шаль магуфактура Гивартовского и К о.Набойка к.XIX в.
- shal_67_nab19v.jpg (35.77 КБ) 3794 просмотра
-
- Постигов Н.С. шаль к. XIX в.
- shal_61_nabgiv19v.jpg (44.91 КБ) 3794 просмотра
-
- Эта шаль так похожа на Тонкий ажур! Но написано, что она даже не павловопосадская!Прозведена на фабрике Александрова А.М в Калужской губернии. Очень странно...
- shal_46_nab19v.jpg (44.12 КБ) 3794 просмотра
Re: Из истории русского головного убора
ПростоНастя, спасибо за продолжение. Мне кажется, что № 40 похож на "Вечер в парке" Дадоновой Ирины.