БС Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Модераторы: eleka, Листва, yuliak2005, AcTpuD

Аватара пользователя
amethyst
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 10 мар 2012, 22:54
Откуда: Санкт-Петербург

Re: БС: об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение amethyst » 09 июн 2019, 10:27

Лена ^% , Света ^% !
Спасибо за возможность со-зерцания, со-прикосновения к шедеврам! :>>
Есть замечательное слово: насмотренность, пожалуй, именно насмотренность даёт тот самый переход из количества в качество - умение отличить шедевр от просто мастерства.
А всего лишь не нужно жалеть времени на Погружение в тему... <<

Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3628
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: БС: об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ELEN-A » 09 июн 2019, 10:32

Спасибо за продолжение! ^% ^% ^%

- Катись, катись, яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи мне и города и поля, покажи мне леса, и моря, покажи мне гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку.

Каемка у панно самоцветная, ювелирная работа.

Лучшего фона для фотографий не найти! ::

Аватара пользователя
amethyst
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 1222
Зарегистрирован: 10 мар 2012, 22:54
Откуда: Санкт-Петербург

Re: БС: об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение amethyst » 09 июн 2019, 10:53

eleka писал(а): ... чем больше я вникаю в тему, тем сильнее проникает в меня мысль, насколько искусными, трудолюбивыми, ювелирно точными и бесконечно рукотворно талантливыми были те русские мужчины (я не могу писать и говорить о них "мужики") крестьянского происхождения, которые создали их.

Когда-то поняла, что платки и шали ручной набойки из 18 века и практически до первой половины 20 века - продукт, созданный мужским умом и мужскими руками . Набивные платки и шали делали мужчины! Для женщин!

...то, что производство текстильных изделий ручной набойки было когда-то чисто мужским занятием, пришло как озарение.
Художники, колористы, резчики досок, набойщики... не говоря уже о техническом и инженерном персонале, об открывателях и руководителях текстильных фабрик.

И какую же неувядаемую красоту они создавали. Какой силой духа и любви к женщине, природе, красоте жизни во всех её проявлениях нужно было обладать, чтобы через столько десятилетий взгляд цеплялся за "ягодку", "шишечку", "цветочек", и сердце начинало стучать чуть быстрее, дышать становилось легче, а душа наполнялась радостью и благодарностью, потому что не разучилась ещё удивляться.
Значит, ... значит ещё жив, "Курилка"... :D
Лена, как все это созвучно моим мыслям и чувствам! ?*():
В недавнем репортаже по ТВ (Кликните, чтобы почитать оффтопик)... покоробила фраза корреспондентки про «...платки, столетиями создаваемыми женскими руками...» (не дословно, но смысл такой), видимо такой вывод был сделан из посещения мастерской художниц, цеха подшивки платков и мастер-класса по вязанию бахромы на шалях.
Даже то, что и сейчас на столах, на которых печатают шали, работают мужчины, а главным художником ППМ является тоже мужчина, прошло мимо внимания тех, кто делал репортаж, я уже не говорю хотя бы о небольшом погружении в тему производства набивных шалей в России...
Для меня это удивительно, потому что информация доступна в том же интернете, с любого смартфона... ><

ipsilon1
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 4249
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 17:13

Re: БС: об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ipsilon1 » 09 июн 2019, 18:19

eleka писал(а):Хранящиеся в музее сохранившиеся набивные доски

Удивительные... чем больше я вникаю в тему, тем сильнее проникает в меня мысль, насколько искусными, трудолюбивыми, ювелирно точными и бесконечно рукотворно талантливыми были те русские мужчины (я не могу писать и говорить о них "мужики") крестьянского происхождения, которые создали их.

Когда-то поняла, что платки и шали ручной набойки из 18 века и практически до первой половины 20 века - продукт, созданный мужским умом и мужскими руками . Набивные платки и шали делали мужчины! Для женщин!
Читаю, слышу о ювелирной работе вышивальщиц, златошвеек, кружевниц... А то, что производство текстильных изделий ручной набойки было когда-то чисто мужским занятием, пришло как озарение.
Художники, колористы, резчики досок, набойщики... не говоря уже о техническом и инженерном персонале, об открывателях и руководителях текстильных фабрик. Только в одном Павловском Посаде таких фабрик было ПЯТЬ!
И какую же неувядаемую красоту они создавали. Какой силой духа и любви к женщине, природе, красоте жизни во всех её проявлениях нужно было обладать, чтобы через столько десятилетий взгляд цеплялся за "ягодку", "шишечку", "цветочек", и сердце начинало стучать чуть быстрее, дышать становилось легче, а душа наполнялась радостью и благодарностью, потому что не разучилась ещё удивляться.
Значит, ... значит ещё жив, "Курилка"... :D
Все же удивительны бывают совпадения, носится что-то такое в атмосфере...
Как раз занимаюсь разборкой фото из музея текстильного производства из одного европейского текстильного региона. СОТНИ мануфактур и фабрик - прядильных, ткацких, красильных, отделочных, набивных, возникшие как грибы в 17 веке и так же стремительно канувшие в лету во второй половине 20 в., не пережившие новые времена...
Представлены разные стадии процесса - прядильщицы и ткачи у станков, красильщики у чанов, набойщики за столами, художники в своих мастерских.
Больше всего внимания уделено набойке - старинные фолианты - атласы растений и цветов, альбомы с образцами тканей и рисунков.
И доски, доски, доски - цвЕтки и манеры, инструмент для их изготовления.
Из более позднего этапа - медные валы с выгравированным рисунком.
И хоть и не Россия, а Франция - тоже одни мужчины. Только за прялкой женская фигурка-манекен. А набойщики, колористы, художники, резчики досок - только мужчины.
И подмастерье набойщика - худенький паренек лет 12. Вот хоть и манекен, и все давно в прошлом - все равно сердце сжалось. Почитала немного из истории, про детский труд на текстильных предприятиях, и наших, и не наших... Нет, все же хорошо, что времена изменились, жаль, не везде.

eleka ^% , Branchette ^% , большое спасибо за экскурсию!

Аватара пользователя
Lorika
Опытный платочник
Опытный платочник
Сообщения: 956
Зарегистрирован: 09 мар 2010, 12:04
Род занятий: секретарь
Откуда: Челябинск

Re: БС: об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение Lorika » 10 июн 2019, 14:00

Спасибо огромное за много фотографий! За подробности! Столько эмоций вызывают в душе эта красота!

Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3628
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: БС: об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ELEN-A » 11 июн 2019, 00:33

Мастера,ремесленники. Вспомнился цикл передач Пряничный домик https://tvkultura.ru/anons/index/brand_id/21745/
Про платки конечно же тоже есть передача,ее скорее всего уже все видели, а тем много затронули, может быть кому-то интересно.

Аватара пользователя
Ежик
Любитель платков
Любитель платков
Сообщения: 361
Зарегистрирован: 25 янв 2018, 14:36
Откуда: Моск обл

Re: БС: об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение Ежик » 11 июн 2019, 11:36

Спасибо! Очень интересно))) ^%

Аватара пользователя
ELEN-A
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 3628
Зарегистрирован: 11 сен 2016, 11:53
Откуда: Самара

Re: БС: Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение ELEN-A » 26 июн 2019, 11:10

Изображение
Шаль "День Победы". Фон черный (угол шали) или азюлиновый (фрагмент).
Фотофильмпечать. 1975 год. Художник Е. Регунова

из книги "Павловские шали" Н.Г. Рудина

Изображение
..чернильно-фиолетовый -"азулин"..
из книги "Платочной радуги узор" А. Баровского

:) :?

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20653
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: БС: Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение eleka » 05 июл 2019, 01:17

ELEN-A писал(а):..чернильно-фиолетовый -"азулин"..
из книги "Платочной радуги узор" А. Баровского
Лена, думаю, это "местечковое" определение :)
Ключевая фраза колориста Ольги Пырсиковой : "У нас краски по-своему называются."

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20653
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: БС: Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение eleka » 05 июл 2019, 01:17

eleka писал(а):
Про павловские рисунки (антикварные, винтажные, современные) поговорить "вообще" можно, конечно. Но при этом сам предмет нужно неплохо представлять и понимать, как рисунок развивался и почему именно так, а не иначе. Если есть интерес и желание, могу свои (и не только свои) мысли изложить. Но не сейчас и не в этой теме. Может, ближе к ночи получится. Или завтра. Сейчас просто не располагаю достаточным временем, к сожалению...
Начну со статьи Натальи Толстухиной из альбома СПГИХМЗ "Павловопосадские платки и шали (вторая половина 19-начало 20 века). (Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...

В статье Наталья Владимировна пишет про развитие платочных рисунков, которое к концу 19 века шло по трём направлениям. Это для нас важно! О каких рисунках идёт речь?

Во-первых, это платки с восточным или "турецким орнаментом".
Почему? Так оригиналы привозили из Индии, Турции, Ирана и...копировали. Всё понятно.

В платочных узорах... преобладают восточные мотивы, а сами шали часто напоминают тканые "ковровые платки"... [они] были квадратными, а не прямоугольными, узор заполнял всю поверхность ткани, оставляя гладкой лишь маленькую звёздчатую или крестообразную середину...

Знакомые картинки? Узнаёте? Подобные рисунки собраны в БС в теме с кодом ППО

__2Изображение__4Изображение__7Изображение

Такие платки печатали на смесовой ткани с хлопчатобумажной основой и шерстяным утком. У них близкое цветовое решение: их рисунки не многоцветны, колорит часто выдержан в тёплой охристо-красной гамме, мягкие приглушённые тона природных красителей делают его цельным и гармоничным...

На рубеже 19-20 веков подобные шали широко бытовали в крестьянской среде.... они набиты уже не на смесовой ткани, а на шерстяной

Во-вторых, сочетание восточного узора с цветочным орнаментом

... Это направление развития платочного рисунка... найдёт своё продолжение и станет преобладающим на фабрике Лабзиных-Грязновых

Далее

Из-за распространённости в крестьянской среде второй тип павловских шалей, окончательно сложившийся в 1880-е годы, можно условно определить как "демократический". Для платков этой группы так же... характерно почти полное заполнение ткани орнаментом, когда свободными оставались лишь маленький звёздчатый средник и узкая полоса по краю... Колорит строился на сочетании немногочисленных ярких красок... в семь-девять цветов... [печатали только на] смесовой ткани... Поскольку различные волокна прокрашивались неравномерно, с изнаночной стороны они имеют характерный "белёсый" налёт...

БС: код ППД

_2Изображение_8Изображение_22Изображение

Что интересно ^!
По своему художественно-образному решению такие шали были особенно созвучны русскому национальному пониманию красоты... привлекла цветочная тематика... она оказалась близка и понятна. Эти платки были менее всего подверждены влиянию моды: их рисунки чрезвычайно устойчивы и иногда печатались десятилетиями... [уже столетиями :) ПОДКОВА, РАЗВОДНОЙ]

Важно, что именно рисунки второго типа до сих пор лучше всего продаются!
Запомним его название "демократический"

Напоследок, или в-третьих
Шали третьего типа имели иную, более "элитарную" направленность... их выполняли из тонкой шерстяной ткани с шёлковыми просновками, реже без них. Эти шали... преимущественно декорировали цветочным орнаментом, но набивали его не только на красном, но и на кремовом, чёрном или разнообразных цветных фонах
Например, код ППР

_3_Изображение_50Изображение_38Изображение

Иначе строилась и композиция рисунков этих шалей: у них большие средники, заполненные мелкими цветочками; свободный узор из крупных объёмных цветов, собранных в букеты и гирлянды, расположен по кайме. Среди цветочных мотивов преобладали изображения очень популярных в то время садовых цветов: роз, георгинов, лилий, хризантем, тюльпанов. Их ... [дополняли] мелкими цветочками, листьями, бутонами, цветущими ветками...
Платки этой линии были более дорогими, их рисунки менялись чаще и были в большей степени подвержены влиянию моды. Цветочные орнаменты... дополняли тонкими декорированными полосками, небольшими элементами стилизованных растительных форм, перевивающимися лентами и аграфами


(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...

Основная часть новых платочных рисунков в конце 19-начале 20 века разрабатывалась для шалей третьего типа [под влиянием] моды и вкуса времени. Композиции рисунков остались прежними... Изменения коснулись колорита, которыцй стал строиться на сочетании пронзительно ярких контрастных цветов...под влиянием модерна появились изображения хмеля с длинными, неестественно переплетёнными стеблями, а также тюльпанов, анютиных глазок и маков с поникшими на тонких стебельках головками и узкими, как бы развевающимися на ветру листьями...

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20653
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: БС: Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение eleka » 05 июл 2019, 01:36

Сегодняшние ночные посиделки закончу фразой
К началу 20 века, когда шали ... утратили свою популярность и мода на них сохранялась только в среде простого народа, многие московские шерстонабивные предприятия прекратили своё существование. Ориентация павловопосадских платочных производств на широкий, в первую очередь крестьянский рынок, позволила им не только выжить, но и, заняв лидирующее место, продолжить историю в советское время.

А это тоже очень интересно, поверьте! Можно потом продолжить...

При этом выводы о тенденциях сегодняшнего дня ППМ вполне очевидны. Для меня они проявляются в соединении "демократического" направления с "элитарным". Я не даю оценку сему сюжету. Я просто констатирую. Как факт!

Так как посылом к разговору послужила радостная новость о выпуске сезонной серии Златы Ольшевской, продублирую ссылку на документальный фильм
eleka писал(а):В поисках утраченного

Телевизионный документальный фильм. 1990
Павловский Посад

https://youtu.be/6uiEIgAC4SI





В фильме можно увидеть и услышать Злату Ольшевскую (после 12 минуты просмотра). Она говорит о своих рукописных платках... В 2020 году ей исполнится 100 лет. Это будет совсем скоро...
Кто ещё не видел, посмотрите обязательно. Многое откроется и поймётся само собой. Будет, о чём поговорить...

И про серию ВРЕМЕНА ГОДА в том числе :"

Ratablanca
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 2532
Зарегистрирован: 01 июн 2016, 05:55

Re: БС: Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение Ratablanca » 05 июл 2019, 03:27

Елена, ^% спасибо за фильм! Есть о чем подумать.

Натушка
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 2035
Зарегистрирован: 01 июн 2012, 19:03
Откуда: г. Mосква

Re: БС: Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение Натушка » 05 июл 2019, 11:24

Елена Владимировна, спасибо! ^% ^% ^%

Аватара пользователя
Шахтуш
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 5632
Зарегистрирован: 19 май 2016, 11:55
Откуда: Москва

Re: БС: Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение Шахтуш » 05 июл 2019, 11:39

Спасибо большое! ^%
Интересно и познавательно.

Аватара пользователя
eleka
Эксперт по платкам
Эксперт по платкам
Сообщения: 20653
Зарегистрирован: 28 янв 2010, 14:22
Откуда: Москва

Re: БС: Об открытиях, находках, привязанностях и т.д.

Сообщение eleka » 05 июл 2019, 22:08

Тогда продолжу...

Необходимость как-то систематизировать рисунки павловских платков и шалей возникла в 2010 году в процессе работы по архивированию выложенных на форум фотографий. Изначально в архиве было только одно сообщение со ссылками на демонстрации "платков и шалей без названий и номеров рисунка".

После переформатирования архива в 2011 году строчка трансформировалась в целую тему с названием
БАБУШКИН СУНДУК (старый формат).

В БС были заложены основы принятого на форуме деления рисунков на 6 основных групп.
Основные принципы классификации описаны здесь ПРИМЕЧАНИЯ.
Когда БС переполнился, а его "крышка" перестала "закрываться", придумался этакий "сундук без дна"
БАБУШКИН СУНДУК (старинные и винтажные платки и шали)

Время показало, что деление на группы оказалось удачным, так как "полочки" за прошедшие годы заполнило приблизительно одинаковое число рисунков. Мало того, оно по трём позициям совпадает с типами платочных рисунков, описанных Н.В. Толстухиной:

ППО - восточный или "турецкий" тип
ППД - цветочно-орнаментальный или "демократический" тип
ППР - кайма, рамка или "элитарный" тип

О дальнейшем развитии рисунка более полно можно узнать из статьи Татьяны Полосиновой "История и художественное развитие павловопосадских платков в 1920-2010-е годы" из того же альбома СПГИХМЗ или из книги А. Баровского "Платочной радуги узор" (Часть II. " Платки для страны советов")

Остановлюсь на факте, что в 20-30 годы ХХ века рисунок платка стал преимущественно цветочным. Букеты, гирлянды, "бордюры", "клумбы", круги - всё это цветочное изобилие для удешевления производства отчасти лишилось декоративного сопровождения и печаталось, в основном, на хлопковых или смесовых тканях. Использовались дореволюционные набивные доски, но рисунки набивались не полным комплектом (теряли "элитарность", увы)

Например:
ППР_40ИзображениеППР_41Изображение


Из статьи Натальи Ковалёвой "Продолжатели традиций: платки фабрик Павловского Посада (из собрания ГРМ и ППМ) на выставке в Русском музее", опубликованной в сборнике "ПЛАТКИ и ШАЛИ в РОССИИ XVIII-XXI века. Материалы и исследования" (выпуск 2018 г.)

Во второй половине 1930-х годов "цветочное" направление в оформлении набивного текстиля вновь становится доминирующим, появляются новые узоры и композиции. В 1930-е годы получают широкое распространение композиции в виде концентрических кругов, составленных из цветочных, а в редких случаях фруктовых гирлянд. Идея этого рисунка приписывается Константину Аболихину

С именем Константина Аболихина активно связано развитие "цветочных" мотивов, которые в послевоенное время активно восстанавливались.

Одной "полочки" для цветочных мотивов оказалось маловато. Понадобилась парочка ППБ и ППГ
ППБ-винтаж. Букеты 150, 148, 146, 130, 125, 115

Изображение_Изображение_Изображение

ППГ-винтаж. Гирлянды 150, 148, 146, 130, 125, 115
Изображение_Изображение_Изображение
В современном ассортименте 148х148 многоцветные "цветочные" композиции без декоративных элементов представлены последними работами Валерии Фадеевой: "Диво дивное", "Павловопосадский" (не считая восстановленного рисунка "День Победы"). Других нет ><
"Диво дивное" - шикарная клумба для кода ППБ, а "Павловопосадский" - богатейшая современная композиция для ППГ.

Оставшаяся шестая "полочка" с кодом ППК включает круговые композиции, появление которых завершает процесс "развития павловского рисунка"первой половины 20 века.
ППК-винтаж. Круги концентрические и ожерелья 150, 148, 146,125

Изображение_Изображение_Изображение



О рисунках второй половины ХХ века ещё поговорим :)

Ответить

Вернуться в «БАБУШКИН СУНДУК (старинные и винтажные платки и шали)»