22.04.2011, пятница. Так, оказывается, за вчера я не написала ни строчки, лениво было. Сейчас тоже лениво, но чувство долга берет верх. Ведь вчера оправданием служила экскурсия, сейчас же полно свободного времени. Итак, вчера, 21.04.2011, в четверг, у нас была частная экскурсия по выбранному нами маршруту. Правда, началась она не в 8, а в 9, наш гид перепутал время

, из-за чего мы несколько понервничали, даже звонили куратору Роману, чтобы он выяснил ситуацию. В результате еще пришлось погулять вокруг отеля, заснять гигантский каучуконосный фикус. Нас дома растет такой, но я никак не думала, что он ожжет достигать столь огромных размеров, не фикус, а просто дуб какой-то.

В 9.00 мы отъехали. 1ая цель – сфотографировать фламинго на соленом озере. Озеро сразу за Ларнакой, рядом с аэродромом. Фламинго прилетают сюда с ноября по март, так сказано в путеводителе, но на наше счастье они все еще тут. Мы их видели мельком из автобуса, теперь хотим рассмотреть. Про это озеро есть легенда, что св. Лазарь, высадившийся на берег, попросил у здешнего фермера винограда, а тот пожадничал, не дал, и в наказание ему Лазарь превратил виноградник в соленое озеро (а не хилый такой по площади, судя по озеру, он был). Это озеро летом совсем пересыхает, остается слой соли, тогда фламинго и улетают в другие места.

Наш гид Андрей въехал на тротуар, т.к. на дороге останавливаться нельзя, и мы полюбовались на фламинго в естественной среде обитания. Отсюда на другом берегу озера хорошо видна мечеть Хала-Султан-Текке, наш следующий объект для осмотра.

Мечеть построена над захоронением тетки и воспитательницы пророка Мухаммеда Умм-Харам. Она сопровождала войско мусульман, стремившееся завоевать Кипр в 649 г, однако, и кампания не удалась, и сама она свалилась с ослика, расшиблась и умерла. Так что ничего героическо-романтического, просто несчастный случай. Тут же похоронена уже в наше время мать короля Саудовской Аравии. Это место считается самым священным в исламе после Мекки и Медины.

Вход в мечеть свободный, это бесплатный музей, надо только обувь снимать. Внутри все устлано коврами, некоторые очень красивые,

я один небольшой коврик даже сняла.

Вокруг мечети приятное место, в пальмах и других деревьях, видимо, здесь приятно проводить в холодке жаркое время дня. Здесь же Андрей показал нам перечную мяту. Это тоже оказалось просто огромное дерево. Если растереть листик, пахнет мятой. А на веточках уже и маленькие зернышки-плоды, используемые как приправа.
Мы отправляемся дальше. Наш гид Андрей, молодой человек 35 лет, говорит свободно, знает много, его рассказы, касающиеся конкретики, а не общих рассуждений, очень интересны. Так, в дороге он нам рассказывает про историю разделения Кипра на Кипр и ТРСК (никем в мире не признанная, кроме Турции, Турецкая Республика Северного Кипра), как турки захватили 37% территории острова и обратно не отдают. А столица Никосия (кстати, самоназвание Лефкосия, так на всех картах и дорожных указателях) разделена колючей проволокой на две части. Потом рассказал нам про геологию Кипра. Остров не вулканического, а тектонического происхождения, поднялся в результате наползания друг на друга африканской и евразийской платформ, а потом от напряжения разломился надвое, из-за чего в середине острова, среди гор видны те слои земли, которые во всех других местах расположены глубоко под поверхностью. Это уникальное геологическое место, каждый геолог стремится сюда попасть, чтобы посмотреть, как там, в глубине земли.
Надо сказать, что побережье Кипра совершенно плоское, неинтересное, напоминающее Египет, а когда отъедешь в горы, то там природа поинтереснее, и пейзажи очень красивы.
Мы приезжаем в деревню Кити, тут находится древняя церковь Ангелоктисти, что переводится, как парящая среди ангелов.

В этой церкви сохранилась уникальная византийская мозаика – идущая богоматерь.

Церковь в свое время была сил разрушена турками, а эта стена завалена обломками, поэтому мозаика сохранилась. Ее откопали совсем недавно, лет 30 назад. В церкви прекрасно видна крестово-купольная архитектура. Внутри можно бесплатно поставить свечи (все свечи на Кипре бесплатно). Их ставят в песок, не различая, за здравие или упокой, т.к. бог сам знает, кому что нужно. Как и все древние храмы, и эта, парящая среди ангелов, снаружи весьма скромна, без всяких излишеств и украшений, но своей древностью и величественным видом производит должное впечатление. Андрей сказал, что сейчас невозможно определить, какой высоты она была изначально, т.к. никаких сведений не сохранилось, идентичная реконструкция невозможна, потому восстановили. Как сумели, по принципу актуализма.
Далее мы едем в Хирокитию, на которую обратили внимание вчера при возвращении их Пафоса.

(мы приехали на красной машинке в глубине кадра) Неолитическая стоянка датируется 7.5 тыс. лет назад. Андрей рассказывает, что раскопали много-много круглых фундаментов, вроде это жилища, даже примерно восстановили вид 3-х жилищ, но опять-таки, неизвестно, как же это выглядело в глубокой древности.

На вершине горы нашли захоронение 2000 кошек. До того считалось, что родина кошек – Египет, но радиоуглеродный анализ показал, что кипрские кошки существенно древнее, археологическое сообщество официально признало этот факт. Потому кошек на Кипре тьма, они очистили остров от змей, ранее здесь кишмя кишевших. Похоже, что фараон Тутмос III, захватив Кипр, и вывез зверя-кошку в Египет.
Андрей остался внизу, мы же посетили музей. Вид стоянки странный. Весь склон горы утыкан сложенными из камня круглыми фундаментами, причем, внутри пространство очень маленькое, даже странно, что это может быть жилье.

К сожалению, на самую вершину горы (к кошкам) подняться нельзя – там продолжаются раскопки, огороженные сетчатым забором. Но мы и так видели достаточно. На склоне растет раскидистое хлебное дерево с большими стручками-плодами, осенью такие стручки созревают, и из них можно печь хлеб. Вот оно на фото:

Тут начинает накрапывать дождь (ну ни дня без дождя!), и мы едем дальше, в деревню Лефкара, знаменитую своими кружевами.

Андрей провозит нас по улочкам, рассказывает, какое кружево настоящее, какое – нет, и устраивается в кафе у своего приятеля. Мы же идем бродить по узеньким улочкам, все стены которых – разнообразные лавочки с товаром. Вид Лефкары прелестен, гораздо лучше, чем все, что мы видели до сих пор. Красные черепичные крыши на белых и желтых домиках из местного камня. Мы посещаем музей, но он нам не нравится – фотоаппарат положили в сейф, ничего особенного в экспозиции нет, так, крестьянский быт, даже кружев каких-нибудь особенных нет.
Мы идем по улочкам и высматриваем в лавочках серебряные украшения, которые тоже тут делают. Вова загорелся идеей мне что-нибудь подарить, и я выбираю себе в греческом стиле (узор меандр) колье и браслет. Они стоят 105Е уже со скидкой. Вообще меня удивило, что в лавке-мастерской, где мужик все делает сам, понравившееся мне колье стоит 170Е, в других же местах то же самое от 78 до 94, мы сторговали за 65+42, да я еще твердо сказала, что 107 не дам, а дам только 105. Это Андрей нас научил, что здесь обязательно надо торговаться, т.к. народу скучно, и он так развлекается с покупателями.
Еще у старого деда мы наконец-то находим подходящую нам статуэтку Афродиты, уж такие везде страшные, а эта беленькая и классическая, правда на пьедестале написано Venus, но это я штрихом замажу. Т.к. желаю Афродиту, а не Венеру. Стоит на 5Е, в Ларнаке такая 8.
Мы возвращаемся к Андрею, который в качестве извинения за утреннее опоздание взял нам у хозяина бутылку домашнего вина. Вечером мы его попробовали и решили, что пить надо умеренно и, возможно, как древние греки, разбавлять водой, иначе оно будет из серии»наутро головка бо-бо».
Я еще прошу Андрея проконсультировать меня по лефкарийской салфетке, которую хочу купить для Вовкиной мамы. Он сразу говорит, что вышивка машинная и показывает на разных изделиях различия, которые я все равно не запоминаю. Но говорит, что 20Е за такую салфетку – нормально, что это не Китай, которого тут полно, а местное, хоть и машинное. Итак, я сторговалась с 32 до 20Е, круто, горжусь!
Дальнейшая цель – посетить знаменитую керамикой деревню Корнос, чтобы посмотреть ее изделия. Но, увы, ну просто ВСЕ лавки закрыты. То ли не сезон еще, то ли Пасха на носу, но никого нет. К счастью, в одном месте стена мастерской сделана в виде витрины, и мы понимаем, что здесь можно в принципе что-то купить.

На дверях написан телефон, и старый киприот помогает нам связаться с хозяевами, и по-гречески зовет их придти открыть магазин. Ура, хозяйка пришла, и мы входим внутрь. Видимо, действительно еще не сезон, изделий еще мало. Они все немножко великоваты для нашей коллекции, но не уходить же с пустыми руками, тем более по стилю подходят идеально. В этой печи делали нашу вазу

Мы выбираем вазочку, по бокам которой по кругу сидя 6 лепных курочек. Цена меня потрясает – 30Е, но мы берем! Эта цена смущает меня целые сутки, но сегодня в одном из магазинов мы видим точно такую же вазу. Нам интересно узнать цену, ах, магазин закрыт! Я вижу, что ценник повернут в нашу сторону, но в глубине магазина никто из нас не разберет цифры. Тут срабатывает инженерное мышление, я фотографирую вазу на самом большом увеличении, максимально увеличиваю кадр на фотоаппарате, и цифры видны – 45 Е. У нас практически отлегло от сердца, не зря мы за ней ездили в гончарню, столько сэкономили! Что смех для олигарха, для нас повод порадоваться – еще больше подарков сможем привезти на сэкономленные денежки.
На Корносе наши объекты кончаются, но т.к. времени еще много, то Андрей предлагает ехать в Никосию, она недалеко. И мы еще побывали в столице Кипра, прошли по ее улочкам и даже перешли на временно оккупированную территорию. Граница и пропускной пункт

Там обалденный готический собор 1298 года, построенный Лузиньянами.

Его после раздела Никосии превратили в мечеть и забелили все древние фрески.

По-моему, это просто ужасно. Варварство везде, и в 20 веке, и в 21, от уровня технологии не зависит. В разговоре с киприотами не надо говорить «Турецкий Кипр», а надо «временно оккупированная территория» или «северный Кипр».
Это караван-сарай, который тут сохранился со времен владычества турок на всем острове, сейчас в нем много мелких лавчонок, торгующих всем на свете
http://s005.radikal.ru/i211/1105/0b/95d9ee6d6fd3t.jpg[/img] 
На обратном пути мы покупаем айран, кисленький, хорошо утоляет жажду и голод. Андрей запасает айран для дома (здесь он дешевле и вкуснее, чем в законном Кипре) и переживает, что отберут на границе, т.к. нельзя с той стороны ничего волочь в Евросоюз – блокада, ПОНИМАЕШЬ. Но обошлось, пронесли. Уже на своей половине мы идем в супермаркет и набираем там в подарок многочисленным родственникам оливковое масло (3 бут), «коммандария» (3), «Тисби» (1). Теперь просто упиться можно. По поводу масла нас опять же консультирует Андрей, надо, чтобы была обязательно написана кислотность 0.3, но хотя бы 0.5, а если ничего не написано, то это подозрительно. И еще, чтобы это был 1ый холодный отжим «extra virgin oil». Этими правилами можно руководствоваться и на родине.
Вообще Андрей – очень интересный товарищ, сам из Молдавии, гражданство Румынии, живет и работает вместе с женой на Кипре. У него историческое образование, он пишет статьи для журналов, входил в комиссию ЮНЕСКО, которая учитывала культурные потери при оккупации севера. Теперь мне очень интересно прочитать его статьи. Надеюсь, он пришлет их мне по и-нету, его адрес у меня есть.
Мы возвращаемся в отель в 17.30 . Андрею Вова вручает в подарок вино «каберне совиньон», и мы расстаемся с самыми хорошими впечатлениями.
Съев по паре апельсинов, мы еще смело идем купаться, море гладкое, без волн, и теплое. В воде у Вовы сразу проходит насморк, такое ее целебное воздействие, жаль только, что стоит выйти, как через некоторое время насморк начинается снова. После купания одеваемся потеплее, хоть и есть обещанные 22С, но дует сильный ветер, который по ощущениям уменьшает эти 22 градуса на 4. Идем гулять по Декелии, так, как мы наконец-то поняли, называется наша деревня. Вчера мы ходили после ужина во тьме ночной, сегодня хотим осмотреть при свете солнца. Дома все ухоженные, но однотипные, кое-какие особо красивые мы снимаем.

Вот и ужин подоспел. К счастью опять шведский стол, видимо, отель наполнился, и так теперь будет постоянно. Это хорошо, можно наесться чего душа пожелает. Пьем «тисби» одну на двоих, чай и горячий шоколад. А после ужина идем отдыхать в номер, и в 22 (а мск – 21) уже гасим свет и засыпаем – умаялись. Завтра нам некуда торопиться.
Просыпаемся в 6.30 (мест). Утро начинается с любви. После завтрака, видя температуру 14С и пасмурность, едем в Ларнаку на сувенир-шоппинг. Подарков нам надо купить огромное количество. Мы там уже в 8.20, все еще закрыто, небо становится ясным, теплеет, и мы с удовольствием гуляем по городу.

Хотя, конечно, он не такой красивый и живописный, как хорватский Ровинь или Пула. Это памятник архиепископу Макариусу, добившемуся независимости Кипра и ставшему его 1ым президентом

Побывали в детском парке, где содержат птичник с великолепными павлинами,

возвращаемся – все уже открылось. В книжном магазине приобретаем карту Кипра всего за 5.25, а не за 8.40, как на набережной, и не за 800 руб., как в Москве. Потом ищем магазин с дисками, покупает 3 диска с кипрской музыкой в стиле tradicional, и не торопясь шоппингуем дальше.

Куплены брелки, сувенирное мыло с фигурками Афродиты. Приобретена ещё одна статуэтка в коллекцию – монах, рубящий дрова. Всего за 7Е, а не 25, как хотела тетка в Никосии в турецком караван-сарае за свое простенькое изделие.
Наткнулись на распродажу чемоданов по 19Е, решили приобрести, т.к. наш уже несколько поломался, да и бутылок-сувениров куплено полно. Берем его, заодно мне за 8Е маленькую красную сумочку с кучей кармашков. Остается идти на остановку. Тут у нас случился жуткий облом. Не пришел автобус ни в 12, ни в 12.30, а тот, что в 13.30, пришел в 13.45. В результате мы 2 часа просидели на остановке, наблюдая поток машин по набережной Финикудис. И ведь не уйдешь, т.к., во-первых, думали, что сейчас приедет, а во-вторых, куда мы пойдем с этим огромным чемоданом. Полчаса, правда, мы провели приятно в общении с парой из Питера, ждавшей автобус на Айя-Напу. Мы обменялись впечатлениями о Кипре, о погоде, я рассказала о Пафосе, потом поговорили про Абхазию, в которую и мы, и они ездили на машинах. Я пожалела, что мы не из одной деревни, а то вечером могли бы пойти пообщаться в какую-нибудь таверну. Ну да ладно. Они уехали раньше нас, и мы им помахали рукой. Кстати, за эти 2 часа прошел нехилый дождик, мы прятались под крышу остановки. А еще написано в путеводителе, что в апреле всего 3 дождливых дня, да еще тут не было ни одного не дождливого за те 5, что мы тут находимся.
Наконец, мы все же добрались до отеля и опять помчались купаться, потом быстро-быстро в номер. В баре добрый бармен налил мне чайник кипятка, мы заварили чай, пили его с шоколадными конфетами и заедали фигами, курагой, черносливом. Затем разложили наши сувениры, сосчитали расходы, и Вова залег спать. Я же героически описала целых 2 дня, времени уже 17.30 (мест), ужин через полтора часа, пожалуй, можно повышивать. Погода на улице просто жутко пасмурная, туда не хочется идти, и не хочется вылезать из джинсов, хотя до настоящего момента я терпеливо считала, что я летом на юге, и надевала только летнюю одежду.
Завтра мне хотелось бы съездить в деревню Периволия, где есть старая церковь и маяк, построенный на месте древнего финикийского святилища. Но теперь сомнения берут, уедешь туда с утра и не вернешься, вон оно что с автобусом творится. Это тебе не Прага, где и трамваи секунда в секунду по расписанию ходят.