Жизнь ещё одной замечательной женщины оказалась связанной с Елабугой. По мистическому стечению обстоятельств ею очень интересовалась Марина Цветаева. Это кавалерист-девица, первая в мире женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова. Её брат занял должность в Елабуге (не могу вспомнить, какую!), и она приехала сюда после отставки. Купила этот дом и стала тут жить.

Насколько я поняла, в этом музее нет вещей, принадлежавших именно Дуровой. Но все предметы подлинные, той эпохи (кроме мундиров, там есть пометка – новодел. Зато всё по картинкам.)
Вот предметы, которые маленькая Надя видела с детства и даже ими играла. Воспитывал её денщик. Родители, разочаровавшись в своих надеждах на наследника, сдали ему незапланированную наследницу. Вот он и навоспитывал.

Когда девочка стала превращатоься в девушку, матушка спохватилась, принялась учить её всяким рукоделиям, но не нравилось ей это, норовила убежать на волю.

Интересный предмет – как назвать? Наверное, умывальник. Такие офицеры даже с собой возили. Сделан из фаянса.

Вопреки устоявшемуся мнению (благодаря «Гусарской балладе») Дурова убежала на войну не в 1812 году, а на 6 лет раньше, и будучи не юной девицей, а замужней дамой и даже матерью сына. Что случилось с сыном – сотрудники музея не знают. Сказали, что поиски документов продолжаются. В известных документах ничего о нём не говорится, только запись о крещении. От мужа Дурова уехала сама, чем, конечно, очень возмутила и родителей, и всех знакомых. Но, видно, такая вот была незаурядная личность, мнение окружающих для неё мало значило. В музее есть её восковая фигура в военном мундире.

После войны с французами и перенесённых ранений Дурова вышла в отставку и приехала в Елабугу. Очень шокировала местное светское общество своими привычками ходить в мужском костюме, ездить на лошади по-мужски, курить трубку и закидывать ногу на ногу в чьей-нибудь гостиной. Но постепенно к ней привыкли, да и она успокоилась, особо эпатировать здесь было некого. Дожила она до 84 лет. Была очень привязана к семье своего брата. Дружила с семьёй Шишкиных, бывала у них в гостях.
Печка в доме Дуровой.

В старости у неё болели ноги, она любила сидеть в кресле-качалке, ходила с тростью.

С возрастом она стала заниматься столь нелюбимыми когда-то рукоделиями, особо преуспела в вышивании бисером. (не удалось выяснить, это её работа или просто экспонат из того времени)

Двор небольшой, в одном углу банька, , в другом небольшой бюст Дуровой, ещё два сарая – с инвентарём и со средствами передвижения (сани)

Музей поддерживает переписку с потомками брата Дуровой, которые практически все живут за границей. Особенно охотно откликается одна молодая особа (как такое родство называется – ума не приложу!) из Франции, которая уже не раз приезжала в Елабугу, и даже разъезжала на лошади. Что ещё очень понравилось в музее – в нём много рисунков детей на темы лошадей, Отечественной войны, фильма «Гусарская баллада». Похоронена Дурова в Елабуге, только церковь настояла, чтобы отпевали её под фамилией мужа.
В Елабуге сохранилась старая водонапорная башня.

После таких насыщенных экскурсий нам дали полчасика на покупку местных пряников и сувениров. Вот в этом художественном салоне.

Дома пряники оказались очень ходовым сувениром. (Вкусные!)
Я пробежалась по центру, чтобы дома сфотографировать.

Опять ворота

Перед центральной гостиницей вот такой памятник.

В заключение нас привезли на самое, пожалуй, эффектное место. Раньше его называли Чёртово городище. Сейчас наша экскурсовод (очень приятная молодая женщина, сотрудница краеведческого музея) всячески старалась избежать имени чёрта, называла его Елабужским городищем. Когда-то древние булгары построили здесь святилище, потом его захватывали, перестраивали, здесь была и мечеть, и православный монастырь, сейчас вот эта башня осталась да обломки стен. Но вид-то какой! Потрясающий!

К празднованию тысячелетия Елабуги склон облагородили, сделали лестничку, тротуар. Рядом построен ресторан, где как раз в этот день отмечали свадьбу. Обстановка самая романтическая. В хорошую погоду с холма видны Набережные челны (они вверх по Каме на 200 км) и нефтекамск (вниз по реке). Какой там был упоительный воздух! Какие травки цвели – не знаю, мёдом пахло.
Затем нас отвезли на теплоход для обеда, а после в программе было открытие Спасской Ярмарки. Подготовку к ней мы видели от музея Шишкина.

Я очень надеялась погулять по ярмарочному полю, пофотографировать экспонаты, но природа распорядилась по-своему. Не успели мы спуститься к шатрам, как грянул гром, и полилось с такой силой, что пришлось срочно искать укрытия. Добежала я до большого шатра. Вот такие товары срочно укрывали от воды.

Присмотрелась – это же оригами! Такого я не видела раньше. К великому сожалению, ничего больше снять не удалось. Фотоаппарат не любит воды, а она была повсюду. Резко похолодало. Спасал меня только Цветущий сад. Вот в такую-то погоду и понимаешь ценность платка в полной мере. Он даже сильно не промок.
Жалко было артистов, которые собрались на открытие ярмарки. А электричество из-за грозы отключили. Микрофоны не работали. Тогда они стали петь и плясать без микрофонов. И получалось это у них замечательно, особенно частушки. Выступали и артисты-лауреаты, и любители, и даже ансамбль райотдела милиции (помимо традиционных милицейских песен, они ещё и здорово шутили). Наверное, готовился и рыцарский турнир.

В основном товары были знакомые. Вязаные вещи всех видов: тёплые варежки, ажурные салфетки, шапочки для детей и взрослых. Вышивки (особенно понравились лентами). Резьба по дереву и бересте. Плетёные из лозы корзины, кресла и разные другие предметы. Льняные салфетки, кофточки, скатерти. Украшения из дерева. Украшения из камня. Матрёшки, шкатулки.
Обжорный ряд был расположен отдельно. Наверное, там после дождя был большой спрос. Ходили-то все по траве! После дождя всё было залито. К некоторым палаткам подойти было невозможно из-за луж. Босоножки после ярмарки я выбросила. (Похоже, не я одна) Так что все побежали греться.
Посетителей ярмарки катали на лошадке.

Обнаружился в Елабуге и памятник Шишкину.

Погуляла я ещё по улочкам Елабуги, услышала в случайном разговоре, что здесь в гимназии училась Марина Ладынина, подошло время ехать на теплоход. Было жаль уезжать. Кроме музеев, по которым мы пробежали, в Елабуге есть ещё музей уездной медицины (здесь работал Бехтерев, ему и посвящён музей). Хотелось ещё по улочкам погулять, подышать чистым воздухом на… Всё кончается, кончился и этот день. Те, кто недостаточно замёрзли на ярмарке, искупались в Каме (вода-то тёплая была, а вот выходить – бр-р-р-! И отправились мы в обратный путь. Нас ждала Казань.