Янетта, я знаю эту монографию Минаса Саргасяна. Кстати, она также продаётся в книжном отделе на первом этаже выставочного комплекса.
Во-первых, совершенно изменилось представление о психологическом портрете художника. Для меня лично некоторые факты биографии и особенности характера И.К.Айвазовского явились открытием. Многие картины сразу стали восприниматься совершенно иначе в свете той информации, в какой период жизни художника они были созданы, что вполне естественно. Интересно было видеть, как со временем происходит изменение манеры письма, что несомненно связанно с постепенным отходом от романтизма. Меняется характер освещения в картине, её настроение...
Во-вторых, давно известный факт, что произведения того или иного художника, собранные в рамках одной монументальной выставки, подобной данной, дают более глубокое представление о его творчестве в целом, чем несколько картин, которыми располагает тот или иной музей. Большое значение имеет и новое размещение картины в другом пространстве при ином освещении. Для примера возьму всем известное полотно Айвазовского "Девятый вал", шедевр, много раз виденный в Русском музее Санкт-Петербурга. На выставке картина в условиях огромного пространства и другого освещения заиграла всеми своими яркими красками, как россыпь драгоценных и самоцветных камней: от различных оттенков тёмной и светлой бирюзы в изображении морской волны до совершенно фантастического изображения освещения, идущего сверху, что даёт такому, казалось бы, трагическому сюжету совсем другой настрой - определённую надежду. Яркий свет, падающий сверху, обволакивает все полотно особым золотым свечением, которого я не замечала в зале Русского музея. Сочетание сверкающего тёмного изумрудного и светящегося светлого начал в красивых сложных кораллово-золотистых оттенках, надо сказать, производит впечатление...
И ещё маленькая деталь, которую я не замечала раньше, а в репродукциях её вообще не видно.
Все свои картины Айвазовский подписывал в углу. Иногда латинскими буквами. В картине "Девятый вал" его фамилия написана на бревне плота, на котором тонущие люди взывают о помощи. Весьма символично получилось ))
И последнее, золоченая резная рама картины "Девятый вал" подлинная, одобренная самим художником. Тоже, своего рода, произведение искусства, усиливающее впечатление от картины.
Все на сегодня. О каждом из представленных произведений можно рассказывать и рассказывать...
Что стоят одни только выстроившиеся в уходящую вдаль шеренгу парусники с надутыми белоснежными парусами на параде перед началом Крымской войны середины 19 века...
Все чертежи парусников присылали Айвазовскому по личному приказу Николая II из Министерства морского дела. И ещё: удивительно, что художник никогда не писал с натуры. Приходил на берег с листочком бумаги и карандашом. Проводил горизонтальную линию - линию горизонта. Прищурившись, смотрел на солнце и ставил на листке точку. Потом поворачивал голову, где виднелись очертания скал, сбоку проводил кривую диагональ.
И уходил домой. Картины писал исключительно на основе своего воображения и тех материалов, которые требовались для уточнения той или иной детали. Работал быстро. 6000 произведений за всю долгую жизнь.
Говорил, что главное -это написать небо, а остальное все сложится... И, действительно, судьба благоволила ему
