О Лидии Сергеевне Шаховской
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Я сфотографировала и дом 15 по Староваганьковскому, но сейчас по смыслу - напишу цитаты из книги "Чудодеи".
В самом начале XX века в периодических изданиях Москвы стали появляться объявления: "Классы Рисования и Живописи К.Ф. Юона и И.О. Дудина. Арбат, дом Общества русских врачей, кв. 1, подъезд с угла. Занятия ежедневно, днём и вечером. Плата 15 рублей в месяц для занимающихся ежедневно (при пользовании живой натуры 20 рублей) и 10 рублей в месяц для занимающихся два раза в неделю. Плата вносится за месяц вперёд. По субботним вечерам устраивается особый костюмный класс с оплатой 50 копеек за разовое посещение или 2 рубля в месяц. Но объявления быстро исчезли со страниц газет. Имя Юона определяло с достаточной ясностью на что можно было надеяться, занимаясь в руководимой художником студии. Поток учеников не иссякал и объявления прекратили давать.
Руководителями школы были названы два художника, два близких друг другу человека, почти одновременно закончившие Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества. В историю искусства классы рисования и Живописи вошли как "Школа Юона".
В самом начале XX века в периодических изданиях Москвы стали появляться объявления: "Классы Рисования и Живописи К.Ф. Юона и И.О. Дудина. Арбат, дом Общества русских врачей, кв. 1, подъезд с угла. Занятия ежедневно, днём и вечером. Плата 15 рублей в месяц для занимающихся ежедневно (при пользовании живой натуры 20 рублей) и 10 рублей в месяц для занимающихся два раза в неделю. Плата вносится за месяц вперёд. По субботним вечерам устраивается особый костюмный класс с оплатой 50 копеек за разовое посещение или 2 рубля в месяц. Но объявления быстро исчезли со страниц газет. Имя Юона определяло с достаточной ясностью на что можно было надеяться, занимаясь в руководимой художником студии. Поток учеников не иссякал и объявления прекратили давать.
Руководителями школы были названы два художника, два близких друг другу человека, почти одновременно закончившие Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества. В историю искусства классы рисования и Живописи вошли как "Школа Юона".
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Ступени и перила, которые помнят студентов Студии Юона. Дверь в квартиру номер 1.
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Цитаты из книги:
Удивительно ли, что открытие Юоном Школы сразу привлекло к себе немало учеников. В общении с художником казалось возможным преодолеть все нелегкие барьеры искусства. К тому же, Школа Юона находилась на бойком месте. Узкий и длинный Арбат втягивал в себя множество прилегающих к нему улиц и переулков. Здесь жили люди не бедные, тяготевшие к искусству. Сам К.Ф.Юон в первые годы работы Школы жил, как он сообщил художнику П.П. Кузнецову, по адресу Арбат, дом Орлова, мастерская Юона, во дворе. И добавил: отсюда 6 минут до Школы. Еше в одном письме к Кузнецову Юон сообщил расписание занятий в руководимой им школе.
Документ очень интересный, впервые публикуется.
"Занятия у нас располагаются следующим образом: вторник, четверг, суббота с 13 до 3 дня - живопись с живой натуры и рисование с живой натуры и гипса. Понедельник, среда, пятница с 13 до 3 дня - рисование с живой натуры, живопись с мертвой натуры (примечание: натюрморт) и рисование с гипса. Понедельник с 5 до 7 вечера - перспектива. Среда и пятница с 5 до 7 вечера - рисование с гипса. И понедельник, среда, пятница от половины восьмого до 10 - класс обнаженной женской натуры. По воскресеньям рисуют и пишут от 10 до часу дня. Это отдельный, самостоятельный класс, не имеющий отношения к будням. Плата в месяц 10 рублей. Ведёт класс И.О. Дудин."
Ежегодно в Школе занимались до 200 человек.
Особенностью Школы было отсутствие курса, программы, расчитанной на определённый срок.
Все занимавшиеся распределялись по группам и каждый, усвоивший задание, мог перейти в следующий, более подходящий его успехам. Основным требованием, которое предъявлял ученикам Юон, неписанной, но обязательной программой, было свободное владение рисунком. Занятия сочетались с курсами анатомии и перспективы.
В Школе читали лекции по истории искусств, рисунку, сопровождая их показом репродукций с произведениями старых мастеров и рассказами биографий художников.
В Помещении Школы организовывались выставки - ежемесячные и годовые.
В Школе была создана библиотека внушительная по размерам и чрезвычайно разноообразная по содержанию.
В Школе издавался рукописный журнал, в нем помещались рассказы, стихи, карикатуры, шаржи, работы учеников, как правило акварельные.
Не жила Школа и без развлечений. В ее стенах устраивались художественные вечера, маскарады. Случалось, бывал на них художник Валентин Серов.
Многие из учащихся приходили к решению посвятить свою жизнь художественному творчеству. Школа способствовала успеху, с которым они выступали затем в различных областях искусств.
(Отступление из другого раздела книги: Мухина после учебы в Школе Юона, желая ещё более расширить своё художественное видение, решила поступать в студию Ильи Машкова).
И ещё из другого раздела про Студию Елизаветы Званцевой:
В студии Званцевой с 1899 года преподавали Серов, Коровин и Ульянов. Ульянов вспоминает: Серов раз в неделю ходил посмотреть работы учеников. Частных уроков он никогда не давал. Но один раз в неделю в студии Званцевой - это значит на весь день.
На завтра я заказала книгу стихов Лиды Шаховской.
Удивительно ли, что открытие Юоном Школы сразу привлекло к себе немало учеников. В общении с художником казалось возможным преодолеть все нелегкие барьеры искусства. К тому же, Школа Юона находилась на бойком месте. Узкий и длинный Арбат втягивал в себя множество прилегающих к нему улиц и переулков. Здесь жили люди не бедные, тяготевшие к искусству. Сам К.Ф.Юон в первые годы работы Школы жил, как он сообщил художнику П.П. Кузнецову, по адресу Арбат, дом Орлова, мастерская Юона, во дворе. И добавил: отсюда 6 минут до Школы. Еше в одном письме к Кузнецову Юон сообщил расписание занятий в руководимой им школе.
Документ очень интересный, впервые публикуется.
"Занятия у нас располагаются следующим образом: вторник, четверг, суббота с 13 до 3 дня - живопись с живой натуры и рисование с живой натуры и гипса. Понедельник, среда, пятница с 13 до 3 дня - рисование с живой натуры, живопись с мертвой натуры (примечание: натюрморт) и рисование с гипса. Понедельник с 5 до 7 вечера - перспектива. Среда и пятница с 5 до 7 вечера - рисование с гипса. И понедельник, среда, пятница от половины восьмого до 10 - класс обнаженной женской натуры. По воскресеньям рисуют и пишут от 10 до часу дня. Это отдельный, самостоятельный класс, не имеющий отношения к будням. Плата в месяц 10 рублей. Ведёт класс И.О. Дудин."
Ежегодно в Школе занимались до 200 человек.
Особенностью Школы было отсутствие курса, программы, расчитанной на определённый срок.
Все занимавшиеся распределялись по группам и каждый, усвоивший задание, мог перейти в следующий, более подходящий его успехам. Основным требованием, которое предъявлял ученикам Юон, неписанной, но обязательной программой, было свободное владение рисунком. Занятия сочетались с курсами анатомии и перспективы.
В Школе читали лекции по истории искусств, рисунку, сопровождая их показом репродукций с произведениями старых мастеров и рассказами биографий художников.
В Помещении Школы организовывались выставки - ежемесячные и годовые.
В Школе была создана библиотека внушительная по размерам и чрезвычайно разноообразная по содержанию.
В Школе издавался рукописный журнал, в нем помещались рассказы, стихи, карикатуры, шаржи, работы учеников, как правило акварельные.
Не жила Школа и без развлечений. В ее стенах устраивались художественные вечера, маскарады. Случалось, бывал на них художник Валентин Серов.
Многие из учащихся приходили к решению посвятить свою жизнь художественному творчеству. Школа способствовала успеху, с которым они выступали затем в различных областях искусств.
(Отступление из другого раздела книги: Мухина после учебы в Школе Юона, желая ещё более расширить своё художественное видение, решила поступать в студию Ильи Машкова).
И ещё из другого раздела про Студию Елизаветы Званцевой:
В студии Званцевой с 1899 года преподавали Серов, Коровин и Ульянов. Ульянов вспоминает: Серов раз в неделю ходил посмотреть работы учеников. Частных уроков он никогда не давал. Но один раз в неделю в студии Званцевой - это значит на весь день.
На завтра я заказала книгу стихов Лиды Шаховской.
-
- Любитель платков
- Сообщения: 242
- Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 11:22
- Откуда: Уездный город
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Любовь Анатольевна,просто потрясающе! 

-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской

Я даже лично для себя хочу почитать книгу Юона "О Живописи", воспоминания Юлии Оболенской...
Но стихи Шаховской обязательно здесь повторю.
Ухожу в библиотеку. Надолго... Так как надо ждать запроса книги до двух часов. ("Чудодеи" я отложила, буду читать ее и ждать книгу со стихами Шаховской).
А какие там читальные залы!


"Советское декоративное искусство" за 1987 год, номер 9. Статья Федотовой.
-
- Любитель платков
- Сообщения: 242
- Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 11:22
- Откуда: Уездный город
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
ipsilon1,я Вас поправила,сразу не сообразив о ком Вы.Все это издержки общения на форуме.ipsilon1 писал(а):НитьАриадны, это раньше уже писали.НитьАриадны писал(а):Только Вы написали,чтоОн ведь эмигрировал,и умер только в 70х.ipsilon1 писал(а):Единокровный брат, Л.С. Шаховской, в 1918 г. расстрелян.
(Кликните, чтобы почитать, что спрятано под катом)...
Это Вам

Это ВамЛюбовь Анатольевна писал(а):Но стихи Шаховской обязательно здесь повторю.



-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Про Пречистенские курсы в "Чудодеи" пишется это: На Пречистенке были Пречистенские образовательные классы для бедных людей. Два отделения: общеобразовательное и специальное. Среди специальных - класс по рисованию. Со временем классы предчистенских курсов стали именоваться "Вольной Академией Художников".tata64 писал(а):... Студия Юона действовала при Пречистенских курсах.
-
- Любитель платков
- Сообщения: 242
- Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 11:22
- Откуда: Уездный город
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Дорогая Любовь Анатольевна,не дышу...читаю...перечитываю...
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Да... 1913 год!
-
- Любитель платков
- Сообщения: 242
- Зарегистрирован: 27 ноя 2017, 11:22
- Откуда: Уездный город
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Из переписки В.Серова,следует ,что он был знаком с родителями Л.С.
Отрывок:
СЕРОВ — А. П. ЛАНГОВОМУ
<1906-1907 гг. Москва>
Многоуважаемый Алексей Петрович!
Имею предложить Вам нижеследующее: пейзаж мой, который Вы у меня видели, масляными красками, изображающий мельничную плотину, по которой идет телега, налево, на воде утки, в осеннюю пору — решил отдать на дело благотворительности пострадавшим от теперешних репрессий, стоимость определяю в триста (300) руб. Считаю долгом известить Вас об этом первого. Если почему-либо самый этюд и стоимость его не подойдет — оповестите меня, т. к. спешу картину эту сбыть в виду надобности в деньгах 1. Картина находится не у меня, а у г-жи Л. В. Лепешкиной 2 — Селезневская улица, д<ом> Крашенниникова.
Готовый к услугам В. Серов
ГТГ.
______________
1 Речь идет о пейзаже “На плотине у мельницы”, который Серов написал в 1891 г. А. П. Ланговой не приобрел это произведение.
2 Лидия Владимировна Лепешкина (1862—?) — участница I съезда художников и любителей художеств, член кружка имени князя С.И. Шаховского, занимавшегося благотворительностью.
Источник:
http://valentinserov.ru/perepiska073
Отрывок:
СЕРОВ — А. П. ЛАНГОВОМУ
<1906-1907 гг. Москва>
Многоуважаемый Алексей Петрович!
Имею предложить Вам нижеследующее: пейзаж мой, который Вы у меня видели, масляными красками, изображающий мельничную плотину, по которой идет телега, налево, на воде утки, в осеннюю пору — решил отдать на дело благотворительности пострадавшим от теперешних репрессий, стоимость определяю в триста (300) руб. Считаю долгом известить Вас об этом первого. Если почему-либо самый этюд и стоимость его не подойдет — оповестите меня, т. к. спешу картину эту сбыть в виду надобности в деньгах 1. Картина находится не у меня, а у г-жи Л. В. Лепешкиной 2 — Селезневская улица, д<ом> Крашенниникова.
Готовый к услугам В. Серов
ГТГ.
______________
1 Речь идет о пейзаже “На плотине у мельницы”, который Серов написал в 1891 г. А. П. Ланговой не приобрел это произведение.
2 Лидия Владимировна Лепешкина (1862—?) — участница I съезда художников и любителей художеств, член кружка имени князя С.И. Шаховского, занимавшегося благотворительностью.
Источник:
http://valentinserov.ru/perepiska073
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Думаю, что не 13, а 23. А фильм я с удовольствием посмотрела. Кстати, много узнаваемых мест Москвы.Натик писал(а):... Это фото - кадр из фильма 1927 года «Девушка с коробкой». Шаховской было на тот момент 13 лет, снималось рядом с ее домом, определенно она все это видела, а может быть и стояла рядом.
Главный актёр (кассир) Владимир Фогель - в это время ему все-то 25 лет, покончил с собой через два года.
А особняк, что на фото - числится под номером 17. Рядом многоэтажный дом - номер 15 (там на дверных табличках так и указано - 15).
У меня есть фото. Я выложу.
-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Обещала - выполняю.
Во-первых, большое спасибо Татьяне за открытие этой темы! Я столько нового для себя узнала, побывав в библиотеке. Заказаны ещё книги...
Во-вторых, другими глазами посмотрела на место, где я живу... все время мимо пробегаешь, а тут история на каждом шагу. Например, напротив Библиотеки Ленина - на углу Воздвиженки и Моховой на самом верхнем этаже была студия "Страдивариус" Ильи Машкова...
Большего и не надо. А про дату рождения Шаховской, надеюсь, вы все-таки сами узнаете!
Ещё раз Татьяне спасибо за поднятия интереса хотя бы к истории Москвы.
Татьяна, я вам ЛС написала - почитайте.
Всех в наступающим Новым годом!
... на этом у меня все.
Во-первых, большое спасибо Татьяне за открытие этой темы! Я столько нового для себя узнала, побывав в библиотеке. Заказаны ещё книги...
Во-вторых, другими глазами посмотрела на место, где я живу... все время мимо пробегаешь, а тут история на каждом шагу. Например, напротив Библиотеки Ленина - на углу Воздвиженки и Моховой на самом верхнем этаже была студия "Страдивариус" Ильи Машкова...
Большего и не надо. А про дату рождения Шаховской, надеюсь, вы все-таки сами узнаете!

Ещё раз Татьяне спасибо за поднятия интереса хотя бы к истории Москвы.



Татьяна, я вам ЛС написала - почитайте.
Всех в наступающим Новым годом!

-
- Эксперт по платкам
- Сообщения: 14058
- Зарегистрирован: 07 июл 2010, 19:11
- Откуда: Москва
Re: О Лидии Сергеевне Шаховской
Просто хорошая новость: меня любезно пригласила хозяйка квартиры, в которой когда-то была студия Юона, в гости после Нового года. У неё хранятся несколько рисунков учеников Юона. И еще она сейчас пишет книгу (кроме "Дома на Арбате") об Юоне и его учениках.